НАТЯГИВАНИЕ НА КАРТОН ЧЕРТЕЖЕЙ И РИСУНКОВ

Иногда приходится натянуть на картон рисунок или чертеж. В этом случае внимательно осматривают рисунок и решают, может ли он измениться от дейст­вия воды или нет. В первом случае наклеивание про­изводят крахмальным клейстером, во втором — теплым (но не горячим) крепким клеем — светлым столярным или желатином.

Подлежащий наклейке чертеж кладут «лицом» вверх на хорошо выструганную доску и придают же­лаемую форму, обрезая его с четырех сторон по ли­нейке. При обрезке гравюр и рисунков, главным образом, когда надо повесить их на стену в раме с накло­ном верха, употребляют модуль 1, 1.1 и 1.5, т. е. низ картины имеет поля на одну треть шире полей верх­них и боковых.

Когда чертежу придан окончательный размер, то его или прямо наклеивают на картон, предварительно обтянутый бумагой подходящего к рисунку тона, или предварительно подклеивают на тонкую и плотную (тряпичную) бумагу, а затем уже на картон. Само наклеивание ведут так: кладут рисунок на чистый лист бумаги «лицом» вниз (рис. 70-1) и ши­рокой кистью, хорошо растирая, особенно края, на­носят клейстер. Затем дают несколько минут посто­ять и, когда бумага достаточно пропитается клейсте­ром, накладывают на назначенное заранее место кар­тона. При разметке соблюдается принятый модуль. Наложив смазанный клейстером рисунок на место, проводят мягкой сухой тряпкой в различных направлениях по рисунку, избегая выжимать при этом клей­стер (рис, 70-2).

 

 

 

 

      Рис. 70. Натягивание на картон чертежей и рисунков:

1— намазывание рисунка  клеем;  2— приглаживание мягкой тряпкой; 3— косточка; 4— оклейка картона цветной бумагой (а) и задней сто­роны (б); 5—укрепление кольца; 6—резак для картона н/о.

Тотчас же следует на оборотную сторону картона наклеить кусок бумаги той же плотности, как и на­клеенная на передней стороне картона.

Если рисунок был предварительно подклеен на лист бумаги, то лучше пользоваться клеем для его ук­репления на картоне. Клей берут жидкий теплый, но не горячий. Этим достигается неглубокое проницание клея в бумагу.

Если натянутый на картон рисунок не предпола­гают вставлять в рамку, то в этом случае работу ведут несколько иначе. Сначала заготовляют картон по раз­меру будущей картины и лист бумаги а (рис. 70-4), превышающий его размер на 10—15 мм, и другой — б на 5—8 мм меньше размера картона, проволочное колечко, кусочек льняной тесьмы 10—8 мм и кусочек бумаги в 60 мм в квадрате.

На середине верхушки картона укрепляют кольцо (рис. 70-5), приклеивая густым столярным клеем тесьму, пропущенную с изнанки, на лицо сквозь прорез в картоне, и хорошо пригладив косточкой (рис. 70-3), заклеивают листиком бумаги и прикола­чивают заподлицо молотком. Затем оклеивают «лицо» картона большим листом (в тон рисунка!), заворачи­вая края бумаги наизнанку и заделывая углы, как показано на рис. 70-4. Когда передняя сторона оклеена, сзади приклеивают — все клейстером — лист синей бу­маги и спереди рисунок или чертеж.

Работа по окантовке, например, художественных открытых писем под стекло, ведется так. Вырезают ку­сок тонкого картона по угольнику и линейке (рис. 70-6), по точному размеру стекла (он же и размер открытки в данном случае); укрепляют кольцо для вешания на гвоздь, прикладывают открытку к хорошо протер­тому стеклу и, взяв длинную полоску шириной в 25 мм, плотной, но не толстой бумаги, смазанную теплым, средней густоты клеем (здесь годен и костяной клей), оклеивают ее край так, чтобы 12 мм пошло на из­нанку и около 10 мм на «лицо». Углы следует тща­тельно заделать. Когда бумага хорошо присохнет, с «лица» обрезают ножом по линейке весь излишек бумаги, оставляя всюду полоску от края в 6—8 мм шириной, в зависимости от размера картинки. Край этот можно отбронзировать порошком бронзы, разве­денным в бронзировальной тинктуре.

Если окантовывают картину с полями, то предва­рительно оклеивают картон, вырезанный по формату картины плюс поля (модуль!), тем фоном, на котором должна быть бумага, с одной стороны, а с другой — листом какой-нибудь другой бумаги равной толщины. Для наклейки пользуются клейстером. В дальнейшем работу ведут так, как было описано выше.

ПАСПАРТУ ДЛЯ ФОТОГРАФИЙ

Паспарту состоит из рамки, вырезанной в толстом картоне, и тонкого листа картона с вырезом, через который просовывают в рамку фотографии (рис. 1). Для верха берут толстый, № 8—10, белый древесный картон, оклеивают его на клейстере с одной стороны бумагой желаемого тона и качества и дают хорошень­ко вылежаться под прессом. Наметив легкой карандашной чертой границу рам­ки желаемой формы на 5 мм во все стороны меньше фотографии, прорезают отверстие, держа нож всюду под одним и тем же углом к картону, чтобы образо­вался косой срез (рис. 71). Этим достигается впечат­ление большей толщины рамки. Места, вышедшие не­достаточно чисто, можно исправить кусочком шкурки, стеклянной бумаги мелкого номера, наклеенной креп­ким клеем на кусочек подходящей дощечки.

Затем разрез золотят разведенной в гуммиарабике бронзой в порошке и приклеивают к рамке заднюю стенку столярным клеем. Когда присохнет, оправляют по угольнику паспарту ножом и вставляют под стекло в рамку.

           переплетные работы из картона

                             АЛЬБОМ ДЛЯ ФОТОГРАФИЙ

Описание переплетных работ вообще составит пред­мет особой книжки. Здесь будут только описаны пере­плетные работы из картона.

Простейший альбом для наклеивания фотографий делают из подходящего тона бристольского картона не-

 

 

 

 

                                                                 рис. 71.

 

 

большой толщины.  При наклеивании фотографии только одного формата к картону прибавляют в стороны:   напри­мер, для размера 9X12—вверх и вправо, но 30   мм, вниз 33 мм, влево до первого сгиба 30 мм; от первого сгиба до второго 2 мм (или более, если картон толще) и от второго сгиба до края 18 мм и более; таким образом, картон получает формат 153X200 мм в нашем случае.  Упомянутые  выше два  сгиба  сильно  прочер­чивают тупым ножом на куске картона. Этим обеспе­чивается   долговечность   службы   альбома,   связанного шелковым шнурком сквозь отверстия, указанные на ри­сунке   72-4.   Само  связывание   проделывают   или   как обыкновенное сшивание тетрадей, или как это делают японцы со своими книгами; по-японски шитье ведется сквозь пять  (а не три, как на рисунке)  дыр, сделан­ных  по  шаблону дыроколом  при  помощи удара    по нему деревянным молотком, направляя шнурок с ли­цевой стороны в нижнюю дыру,  затем с изнанки на «лицо»  во вторую от низа и т. д.;  обходя все дыры и  обхватив   через   верхний   край     и     возвратившись к  нижней дыре,  завязывают,  прочно  стянув  картоны через нижний край двойной петлей;  последнюю завя­зывают  еще  раз   (как  это  обычно  делают  на  ботин­ках) и пришивают кисточки.

При известном навыке в чистоте работы и акку­ратности можно изготовить хороший альбом для фо­тографий (определенного формата) (рис. 72-2). Если он покрыт кожей с тиснением, то получается роскош­ная вещь для подарка. Конечно, для покрышки может служить также остаток картона, сатина, парусины, ук­рашенный по шаблону или от руки узором.

Принцип устройства основан на том, что обе по­крышки альбома, обтянутые кожей, связаны, как во всяком переплете, с рядом коленкоровых полосок, к которым приклеены узкие полоски картона толщи­ны, равной толщине перелистываемых страниц (рис. 72-3); каждая из них представляет из себя два паспарту, склеенных спинками и имеющих прорезы не с изнанки, а с лица. Поэтому верхние рамки таких листов альбома делают из тонкого хорошего картона, а также готовят один кусок картона 12.

К левому краю этого куска приклеивают с одной и с другой стороны по полоске хорошего коленкора, подходящего цвета, такой ширины, чтобы при данной

 

 

 

 

 

Рис. 72. Альбом для фотографий:

1— альбомы  для  наклейки   фотографий   разм.   9X12   см;   2— альбом

Для   вкладывания   наклеенных   на   картон    фотографий;     3—деталь

соединения рамки с корешком;  4— один лист альбома.

толщине сгибание было совершенно свободно и оста­валось еще 20—25 мм, между которыми вклеивают полоску того же картона указанной ширины. Затем наклеивают рамки с одной я другой стороны и по по­лоске картона, из которого сделаны рамки, тоже с обеих сторон,— и получают лист альбома (рис. 72-4). Их высушивают сначала под легким прессом, а затем хорошо прессуют, сшивают сквозь эти корешки, про­пуская бечевку, концы которой укрепляют в картоне корочек, проделывая в них дыры и выводя изнутри наружу эти концы, и там, растрепав, приклеивают, гладко приглаживая косточкой.

Первый и последний лист делают без паспарту и, когда покрышки оклеены верхом, изнутри приклеи­вают кусок форзаца на корочку и ею же должен быть заклеен картон первого листа. Само собой разумеется, что все должно быть предварительно обрезано с четы­рех сторон по угольнику и три стороны закрашены или позолочены, а затем уже вшиты в корочки, т. е. картон покрышки.

Если имеют в виду фотографии па более или ме­нее толстом картоне, то под рамки в паспарту про­кладывают более просторные (на 6—8 мм в две сто­роны) рамочки нужной толщины картона и соответст­венно полоски по одной с каждой стороны на средний картон (а затем коленкор) в корешок.

Эта трудная работа может служить пробным кам­нем в умении чисто и точно работать.

 



Hosted by uCoz