ПРОТРАВЫ И БАЙЦЫ ДЛЯ ДЕРЕВА

Травление дерева и байцевание, т. е. окрашивание лазурными, не кроющими красками, заменяет окраску корпусными или кроющими красками.

При окраске поры дерева закрываются, и его рису­нок исчезает. При протравливании и байцевании рису­нок дерева сохраняется, изменяется только тон или окраска.

Растворителем является вода, спирт, масло. Раст­воры наносятся в горячем или холодном состоянии кистью или тампоном из ваты, завернутой в полотня­ную тряпку. Так как приготовление раствора должно точно от­вечать предписаниям рецепта, то необходимо обращать при этом внимание на правильное отвешивание и от­меривание, чистоту посуды (стеклянной или каменной, эмалированной), чистоту и мягкость воды (лучше брать дистиллированную), крепость спирта, чистоту кистей и проч.

 

Рис.  Принадлежности для приготовления растворов. Ап­парат для перегонки воды. Банка для хранения лаковых кистей;

1— весы: а — аптечные с роговыми чашками, б — хозяйственные, в — разновески; 2— мензурки; 3— прибор для перегонки воды: а — трубка, подводящая воду, б — широкая трубка для конденсации пара, в — кипятильник, г — примус, д кожух, е слив нагретой воды, ж — трубка, отводящая воду; 4— хранение кистей для работ с лаками:

а — пробка с крючками, б — слой растворителя,

 

Из кислот употребляют для протрав: азотную, сер­ную, уксусную, щавелевую; из щелочей: едкий натр, поташ, аммиак, растворимое стекло; из солей: квасцы, свинцовый сахар (уксуснокислый свинец), железный купорос, азотнокислое железо, древесноуксуснокислое железо, желтая кровяная соль, хлорное железо, хромокалиевая соль; марганцовистокислый калий, медный купорос, оловяннокислый натрий и проч. Из расти­тельных красителей — синий сандал, куркума, индиго, красный сандал. Из дубильных веществ — танин, гал­ловая и пирогалловая кислота, катеху. Из землистых красок—кассельская коричневая, умбра жженая, си­енская земля жженая; из анилиновых — целый ряд красок.

Нужно заметить, что протравленные и прокрашен­ные анилином предметы нередко выцветают от солнца и дневного света.

При употреблении смесей анилиновых красок сле­дует обращать внимание на то, чтобы все смешиваемые краски были или основные, или кислые. Запасы анилиновых красок должны иметь крепости 10 г на литр и хранить в хорошо закрытых сосудах с надпи­сями и с отметкой: кислая или основная краска.

Если таковы запасные растворы, то, взяв пробу желаемого оттенка протравы по мензурке, берут для работы количества краски в тех же отношениях, до­статочные с избытком для покрытия предмета.

Достаточно иметь нижеследующие краски.

  Кислые:

   Желтые — хинолиновая желтая, нафтоловая, метаниловая желтая, бриллиантовая желтая, тартрацин.* (* Выделено — краски, употребляемые для основных смешений.)

     Оранжевая.

Красные—пунцовая, пурпуровая шерстяная, фук­син, бумажная пурпуровая.

Коричневая — чистая коричневая.

Фиолетовая — кислотная 3 В, 4В.

Синяя — синяя шерстяная, метиловая синяя, индиготин.

Зеленые — светло-зеленая и зеленая  шерстяная.

Серая — ализарин-серая, нигрозин. Черная — бриллиантовая черная.

Основные:

Желтая — аурамин

Оранжевая — хризоидин.

Коричневая — бисмаркбраун.

Красная — сафранин.

Фиолетовая — метилвиолет.

Синяя — синяя бумажная.

Зеленая — диамаптовая зеленая.

Растворимые в спирту анилиновые краски: жел­тые—хинолиновая; красные—эозин, коралин; си­няя — спиртовая; зеленая — спиртовая; черная — ни­грозин, лаковая черная В и МВ, а также многие ос­новные краски

№ 141. Раствор для беления дерева

Перекиси водорода в 3%—1 л аммиака удельного веса 0.910—20 г.

Вливают в глиняный или деревянный сосуд, кла­дут в раствор дерево и следят за щелочностью ванны, добавляя аммиака в случае ее уменьшения. t 1518°.

№ 142, Жавелевая вода для беления дерева

Хлорной извести 100 г, поташа 20—30 г, воды 1 л. Обезжиренное промыванием содовым раствором де­рево кладут в эту ванну на 3/4—2 часа; раствор по­мешивают.

143. Черная протрава

Кампешевого экстракта 100 г, 2 л воды кипятят, пока не останется жидкости 1 л, соды кристалличе­ской 27 г.

Дерево травят кистью горячим раствором; затем травят раствором: двухромокалиевой соли 50—70 г, воды 1л.

144. Черная протрава для ручек ножей

I раствор: воды 1 л, чернильных орешков 300—

350 г, варят, процеживают и кладут черенки на 0.5— 1 ч.

II раствор: воды 1 л, экстракта синего дерева 100 г, уксуснокислой окиси железа 50 г, квасцов 8 г,

гуммиарабика 10 г. — 1 час и затем сушат.

145. Кислотоупорная черная протрава

Раствор I; воды 2.5 л, хлористоводородного (соля­нокислого) анилина 400 г, нашатыря 160 г. Наносят горячим, кистью, дают высохнуть.

II раствор; воды 2.5 л, медного купороса 400 г, бертолетовой соли 200 г. Покрывают горячим, дают просохнуть и снова повторяют пропитывание 4 раза.

Дерево получает темно-зеленую окраску от из­бытка солей. Чистят, стеклянной бумагой и покрыва­ют несколько раз горячей олифой.

 

146. Серая протрава для клена, липы, березы

I раствор: галловой кислоты 40 г, воды 100 г;

II раствор: чистого железного купороса 5 г, воды 1л.

Краска развивается на воздухе через несколько дней до светло-серого.

147. Серая протрава для дуба, ольхи и проч.

Холодный раствор железного купороса 2—30 г, воды 1л.

№ 148. Протрава под ореховое дерево

Поташа 20—50 г. воды 1 л, кельнской умбры 200 г. Кипятят, процеживают и горячим травят. Хороша особенно на ольхе.                                 

 

149. Протрава на марганца вист окислом калии

Марганцовистокислого калия 50 г, воды теплой 1 л. В случае надобности осветляют раствором соляной кислоты.

150. Протрава коричневая на олифе

После шлифовки шкуркой дерево смачивают и вы­сушивают. Набирают на тряпку растертой с олифой сиенской земли и протирают ею равномерно дерево. Так часто темнят дуб.

150 а. Коричневая протрава для дуба

 Раствор асфальтового лака в скипидаре.

№ 151. Отделка под старое дерево

Резные вещи иногда желательно сделать под ста­рое дерево. Для этого идет смолистая сосна. Сделан­ный из такого дерева предмет покрывают 20 %-м раст­вором сернои кислоты и по высыхании удаляют раз­рушенное между смоляными слоями мягкое дерево жесткой щеткой. Затем травят в желательный цвет.

152. Протрава под красное дерево

Раствор I: воды 1 л, экстракта красного дерева 200 г.                

       Раствор II: воды 1 л, квасцов, свободных от железа, 50г.

Раствор III: воды 1 л, двухромокалиевой соли 50г.

153. Желтая протрава для клена

Воды 0.5 л, азотной кислоты 200 г, куркумы в по­рошке 50 г.

Отваривают (на открытом воздухе) и, полученным раствором травят.

№ 154. Синяя протрава

Раствор I—насыщенный холодный раствор квас­цов.

     Раствор II— индиго-кармина 50 г, воды 1 л.

Составы для окраски металлов

Окраска металлов основана на принципе цвета тонких сред: при помощи химических агентов отла­гают на поверхности полированного металла тонкие пленки, имеющие вследствие интерференции света различные окраски.

Подлежащие окраске предметы полируют, обезжи­ривают и окрашивают. За окраской, после обсушивания или ополаскивания и обсушивания, должно следо­вать лакированно, протирание маслом и т. п.

Первым следует привести раствор для травления латуни (и томпака), как для окончательной отделки, так и для последующего эмалирования.

№ 155. Зуд (байца для блестящего травления)

В каменном сосуде смешивают.

Концентрированной серной кислоты 2000 г, при­ливая к ней тонкой струей концентрированной азот­ной кислоты 2000 г, доваренной соли 20 г, печной сажи немного.

Травят на открытом воздухе, помешивая деревян­ной палкой. Крупные предметы вносят в ванну на 0,5—2 минуты на медной проволоке, мелкие в алю­миниевом решете. Ополаскивают в воде, обсушивают в опилках, моют в отваре мыльного корня; ополаски­вают мягкой горячей водой и сушат.

Байцу хранить на открытом воздухе!

156. Протрава для беления серебра 84 пробы

Раствор серной кислоты 5—10%. Предмет предва­рительно несколько раз прокаливают.

157. Окраска латуни в черный цвет

Углекислой окиси меди 120 г, нашатырного спирта 1000 г, хорошо взбалтывают и прибавляют 2 л воды.

158. Протрава для цинка

Винного камня 250 г, воды 1л.

Прибавляют углекислого аммония, пока не пре­кратится шипение.

Травят кистью, протирая кашицей из отмученного мела при помощи губки.

№ 159. Матовая протрава для меди

Азотной кислоты 36°В—1000 г, концентр, серной кислоты 500 г, поваренной соли 5 г, цинкового купо­роса 5—25 г.  -

После тщательной промывки подвергают быстрому действию протравы № 155.

160. Черная окраска цинка

Двойной сернокислой аммиачно-янккелевои соли 40 частей, воды 40 ч., английской серной кислоты 1 ч.

№ 161. Цветная окраска цинка

Медного купороса 1 часть, тростникового сахара 1.5 ч., воды 5 ч., раствора едкого натра 30 ч. (в38°В). Цвета: красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

№ 162. Патина на цинке

Трубчатой глины 10 частей, концентр, раствора винного камня 1 ч; концентр, раствора соды 2 ч. Натирают окрашиваемые предметы. Также раствор яри-медянки в уксусе.

168. Желтая бронзировка меди

Окраска получается последующим нагреванием предмета, протравленного в кипящем концентриро­ванном растворе бертолетовой соли и азотнокислого аммония.

№ 164. Патина на меди

В ящик ставят тарелку с соляной кислотой; в нее кладут куски мела; на дно ящика помещают предметы, подлежащие патинированию. Их смачивают по не­сколько раз раствором: воды 500 г, уксусной кисло­ты 100г.

Процесс патинирования продолжается две недели.

165. Чернь на серебре

Серной печени 5 г, углекислого аммония 10 г, воды 1000 г.

Употребляют при температуре в 80°. Тона от се­рого до голубого, черно-синего.

166. Оксидирование стали

Отполированный стальной предмет смазывают подсолнечным маслом и нагревают на восстанови­тельном пламени до появления черного тона. Призна­ком, когда следует прекратить нагревание, служит воспламенение масла. Подмес серы в масло ускоряет процесс; но сера эта должна быть в растворе, а не в крупинках.

167. Воронение предметов углем

В чугун или в горшок кладут на дно порошок каменного угля, на него железную решетку, а на решетку предметы, подлежащие воронению; горшок за­крывают, замазывают и ставят на огонь на 0.5—1 час. Затем остужают и вынимают предметы, покрытые черной эмалью.

ОКРАСКА ПРЯЖИ И ТКАНЕЙ

Прежде всего, окрашиваемую ткань надо освобо­дить от аппретуры. Легче всего это сделать, заставив раствор диастаза разложить крахмал аппретуры.

Берут солод в измельченном виде, лучше ячмен­ный и обязательно не жареный, обливают водой в 40°С и 3—4 часа держат при этой температуре, Прозрачную жидкость сливают и, разбавив водой, употребляют для удаления аппретуры. Для этого за­ливают теплым, но не свыше 70°, раствором диастаза ткань, подлежащую обработке.

Затем ткань или пряжу обезжиривают. Для этого ее кипятят в растворе соды в течение 2—3 часов и промывают.

168. Раствор для обезжиривания пряжи, ткани и готовых вещей

Соды кальцинированной 50 г, воды 1000 г. Пряжа перевязывается еще раз по пасмам. Все опускают в краску во влажном состоянии.

Отдельно следует рассматривать кубовое крашение (краска, восстановленная, например, цинковой пылью, переходит при окислении воздухом в нерастворимое соединение), крашение с предварительным протрав­ливанием (краска образует с протравой нераствори­мый в воде лак) и, наконец, крашение, не требующее предварительной протравы (анилиновые краски).

№ 169. Купоросный куб

Синее крашение (для набойки).

Индиго 1 часть, железного купороса 3 ч., свежега­шеной извести 3 ч., воды 100—150 ч.  Берут более глубокий, чем широкий сосуд, нали­вают половину воды, растворяют в  ней купорос и в этот раствор кладут тесто, сделанное из индиго

Рис.  Окраска пряжи и тканей:

1— окраска пряжи; 2— промывка пряжи; 3— отжимка; 4— кубовое крашение ткани: а — решетка для растягивания ткани, б — раствор восстановленного индиго, в—пена из окислившегося индиго, а ­осадок, д материя, надетая на крючья решетки.

Рис. Набойка:

1—вставочки: а-вставочка, б—способ работы; 2—монтированная доска: а—возвышающийся рисунок, б—штифты для переноса; 3— ящик для набирания краски; 3— рама, обтянутая клеенкой; 4— горшок с паппом.

 

и извести. Через 24 часа куб готов; в течение первых 10 часов его несколько раз помешивают и, добавив всю воду, дают отстояться. Когда на поверхности по­явится пленка, куб готов.

Красят, погружая на 1/4 часа смоченную ткань в сосуд, но не до дна, и вывешивают на 2 часа на воз­дух. Для более темного оттенка крашение повторяют.

170. Цинковый куб

Индиго 10 частей, цинковой пыли 5—10 ч., изве­сти свежегашеной 5—10 ч., воды 1000 ч.   Готов через 24 часа. Цвет жидкости коричнево-желтый в обоих кубах.

№171. Папп (для набойки) кроющий

Для украшения ткани резерважем, т. е. сохранени­ем натурального цвета ткани, на желаемые места на­носится смесь, защищающая ткань от краски:

Каолина 3000 г, грюншпана 375 г, медного купороса 375 г, квасцов 375 г, гуммиарабика 375 г, виннокаменной кислоты 100 г.

Наносится равномерным слоем на клеенку, натяну­тую на рамку и лежащую на мягком клеевом грунте, кистью и оттуда берется формой.

№ 172. Папп (для набойки) травящий

На 1 кило паппа № 171 прибавляют: двухромокалиевой соли в тонком порошке 35 г, соляной кислоты 90 и 5—6 капель азотной кислоты.

Вытравливают на крашеной индиго материи белые места.

 

№ 173. Крашение хлопчатой бумаги на протравах (на танино-сурьмяной)

Проводят в горячей ванне из танина (для светлых тонов 0.5—2%, для темных 4—5% от веса товара) и оставляют на ночь.

Выжимают и переносят в ванну, содержащую по­ловинное количество, против танина, рвотного камня на полчаса. Прополаскивают в воде, вносят в краску, содержащую 0.5 всего нужного количества пигмента, и после 10 минут добавляют все количество и подни-мают медленно температуру до 60°.

Так красят сафранином, аурамином. блестящей зе­леной, метил-виолетом, Бисмарк коричневой и други­ми основными красками.

174. Прямое крашение на хлопчатой бумаге

Прямо-красящие вещества выкрашиваются из кипя­щих растворов, в которые прибавлено глауберовой соли или поваренной соли и иногда с прибавкой соды или мыла.

Количество прибавляемых солей колеблется: для светлых тонов—соды 1%, мыла 1—2%, глауберовой соли 3—5%; для средних оттенков 2% соды и 10% глауберовой соли; для темных тонов—2% соды и 20% глауберовой соли—все от веса окрашиваемой пряжи или ткани.

Оттенки получают последующим травлением в раст­ворах медного купороса или двухромокалиевой соли, или обоих вместе.

175. -Крашение пигментом, образующимся из окрашиваемой ткани во время крашения

а. Анилиновая черная

Ванна состоит из анилина, соляной кислоты, воды и двухромокалиевой соли. Пряжу проводят при ком­натной температуре в течение получаса, затем мед­ленно нагревают до 60° и заканчивают крашение при этой температуре, Промыливают в тепловатой воде и сушат.

б. Черная анилиновая окраска окислением

Ванна из солянокислого анилина и хлористого калия с добавкой медного купороса или уксуснокислой меди. Проведенную в течение получаса ткань вывеши­вают в теплом воздухе 30—40°; оживляют в ванне из двухромокалневой соли при 60°; промыливают и сушат.

Общие указания. Количество краски определяется по весу окрашиваемой пряжи, ткани или одежды от 2—10% (последнее для сильно ослабленных красок). Лучше всего спрашивать продавца анилиновой краски, сколько нужно краски на окрашиваемое количество пряжи, и как красят краской продаваемой марки.

Крепость раствора и температура крашения также различны для красок разных фабрик, равно как и про­травы, дающие наиболее приятные оттенки. Так, на­пример. Понсо 6 RВ Берлинской фабрики для анилинового производства растворяют в 50—100 частях кипящей воды и красят в присутствии 10% квасцов. , Под многие краски плюсуют ткань в теплом растворе марсельского мыла (на 1000 г товара 100 г мыла) и сушат, а затем красят и т. д.

Светлые тона красят при 40°С в растворе поваренной соли в 5°В, куда пигмент прибавляют посте­пенно.

 Иногда пропускают через ванну в 40°С из 5—10% мыла и 3% клея или желатина в продолжение 0.5 часа, затем через ванну из уксуснокислого глино­зема в 5°В и после через третью ванну с 4—6% пиг­мента в кипящем состоянии до выкрашивания раст­вора (когда раствор станет прозрачным и почти бес­цветным).

Или применяют такой метод крашения: плюсуют крепким раствором мыла, в кипящем состоянии охлаж­дают, отжимают и сушат. Затем обрабатывают 30% раствором азотносвинцовой соли 2 часа, отжимают и красят.

Окраска бумаги и ткани с поверхности

Окраска бумаги в ткани очень нужна для всевоз­можных художественных и театральных работ: ис­кусно раскрашенная ткань может произвести полное впечатление атласа, брогата, парчи и проч. в театраль­ной обстановке или на костюмированном вечере.

Для окраски употребляют минеральные краски в тонком порошке и так называемые баканы, т. е. глиноземные лаки растворимых в воде красящих пиг­ментов.

Достаточно иметь следующие краски: хороший мо­лотый мел, крон светлый, крон желтый и крон оран­жевый, бакан розовый, бакан красный, киноварь, су­рик, малахитовую зелень, хромовую зелень, ультра­марин синий, бирюзовую, охру светлую и жженую,

Рис.

умбру натуральную и умбру жженую и сажу лампо­вую.

Все эти краски растворяют на воде и прибавляют по опыту клеевого раствора и иногда несколько раствора мыла.

Для покраски бумаги краски предварительно тща­тельно растирают с водой на плите или на матовом стекле курантом (рис. 108-1) и разводят слабым клей­стером (п. 135), беря его так мало, чтобы бумага всасывала краску в поры и вместе с тем не марала.

На бумагу краска наносится быстро широкой кистью, не перекрывая два раза.

Можно окрашивать равномерно бумагу, наклады­вая ее во влажном состоянии на поверхность краски, налитой в неглубокое корытце по формату бумаги.

Иначе красить можно так: наложив влажный лист бумаги на стекло, берут обильно смоченную краской кисть и ведут ею в косом направлении по наклонному листу окрашиваемой бумаги.

Золотую бумагу готовят, как всякую позолоту, на­кладывая листовое золото, чаще поталь, на загрунто­ванную оранжевой краской и покрытую полиментом бумагу.

Краску для печатания на бумаге обоев или узоров (для форзаца) сгущают трагантовой камедью или гуммиарабиком.

На форму набирают краску с клеенки, натянутой на рамку и положенной в корытце с мягким клеевым студнем (состав для литографских валиков).

В других вещах черный лак и золоченая бумага дают великолепный эффект.

Маски животных, цветов и проч. делают по изло­женному выше из серой бумаги или из слоя бумаги, подклеенного слоем марли на крепком крахмальном клейстере.

 



Hosted by uCoz