3. ИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Гетинакс — листовой материал из прессованной бумаги, пропитанной бакелитовым лаком. Для исполь­зования на низких частотах выпускают гетинакс толщи­ной от 0,2 до 50 мм, на высоких частотах—от 0,4 до 3,8 мм. Последний характеризуется малыми диэлектри­ческими потерями. Кроме того, выпускается фольгированный (одно- и двусторонний) гетинакс. Этот матери­ал в домашних условиях пригоден для изготовления не только печатных плат, но и корпусов приборов, корпу­сов небольших экранированных блоков; при этом стенки и перегородки из фольгированного гетинакса соединяют пайкой.

2. Декоративный пластик представляет собой гети­накс с декоративным, чаще односторонним, покрытием. Покрытие может иметь различный рисунок, в том числе имитирующий текстуру древесины ценных пород. Выпу­скаются также листы с однотонным покрытием разного цвета и оттенка. Применение пластиков в любительских конструкциях позволяет придать хороший внешний вид лицевым панелям, футлярам приборов и др. При этом следует иметь в виду, что пластик с односторонним по­крытием имеет свойство коробиться из-за различных ме­ханических напряжений, возникающих в основе пласти­ка и в покрытии. Под воздействием температуры и влажности окружающей среды со временем изменяется и величина деформации, особенно у деталей большого размера. Поэтому лицевые панели, дверки различных шкафчиков целесообразно склеивать из двух кусков пла­стика, выкраивая их из листов, симметрично деформи­рованных, — причем лучше с выпуклостью в сторону декоративного покрытия, чтобы отрывающие нагрузки действовали бы в центре листов, а не на их краях.

Если на пластике светлых тонов при изготовлении лицевых панелей делать гравировку, снимая декоратив­ный слой до темной основы, надписи получаются доста­точно контрастными без дополнительного подкрашива­ния.                                               

3. Текстолит — прессованная   хлопчатобумажная ткань, пропитанная бакелитовым лаком. Текстолит выпускается в виде листов толщиной от 0,5 до 50 мм и стержней диаметром от 8 до 60 мм. Из листов изготов­ляют различные монтажные планки и платы, элементы креплений, из стержней вытачивают крепежные стойки, втулки, ролики, ручки для инструмента и другие детали.

4. Стеклотекстолит это текстолит на основе стек­лоткани. Обладает повышенной механической проч­ностью, особенно на изгиб. Выпускается в виде листов толщиной от 0,5 до 2,5 мм. Наибольшее применение на­ходит фольгированный стеклотекстолит (одно- и дву­сторонний). Используется так же, как и гетинакс. При необходимости лист стеклотекстолита можно расслоить (н.3.22).

Надо иметь в виду, что пыль, которая образуется при обработке (резание, опиловка, зачистка шкуркой) стек­лотекстолита, весьма вредна для здоровья. Поэтому ра­ботать к убирать рабочее место следует в респираторе или хотя бы в многослойной, марлевой повязке.

5. Органическое стекло—термопластичная пласт­масса — широко распространенный и доступный матери­ал. Выпускается двух основных марок — ТОСП и СОЛ.

Стекло марки ТОСП бывает бесцветное и цветное прозрачное, а также цветное непрозрачное. Цвет: крас­ный, оранжевый, желтый, зеленый, синий. Отличается стойкостью к агрессивным средам.

Стекло марки СОЛ — только бесцветное прозрачное, обладает более хорошими электроизоляционными свой­ствами, но низким водопоглощением, поэтому глубинно­му окрашиванию (п. 3.18) поддается хуже.

Органическое стекло полируется вручную чистой и сухой суконкой или же суконкой с зубным порошком. Для получения блестящей зеркальной поверхности орга­ническое стекло окончательно полируют мелкозернисты­ми составами полировочных смесей, например пастой ГОИ. Хорошие результаты дает также использование зубной пасты.

При механическом полировании нужно использовать полировальный круг из хлопчатобумажной, а не из су­конной ткани, так как при неосторожном резком прижи­ме детали к суконному вращающемуся кругу полируе­мую поверхность можно легко оплавить. Такой изъян ликвидировать очень трудно, а порой и невозможно.

6. Целлулоид иногда еще используют любители для декоративной отделки шкал, шильдиков, элементов и деталей футляров. Этот материал можно определить по запаху камфары, который становится особенно ощутимым, если провести напильником или лезвием ножа по кромке листа. При нагреве до 90—100 °С целлулоид размягчается и становится пластичным, а при охлаждении снова затвердевает. Детали из целлулоида прочно склеиваются нитроклеем (п. 4.25) и хорошо полируются. Но целлулоид огнеопасен и, кроме того, под влиянием сол­нечных лучей желтеет, поэтому при возможности целлу­лоид заменяют другим, подобным ему, но негорючим пластиком — триацетатной пленкой. Триацетатные пленки в большинстве случаев выпускают прозрачными. Технология крашения целлулоида и триацетатной пленки приведена в п. 17.

7. Разметка листового материала. Разметку целе­сообразно производить вначале на отдельном листе бу­маги (лучше с миллиметровой сеткой) в масштабе 1:1. На лист наносят все контурные линии будущей детали, отмечают отверстия и другие элементы. Чертеж крепят на заготовке и кернером переносят на материал нужные точки, в которых затем сверлят отверстия. Этот метод разметки сохраняет гладкую, без царапин и лишних прочерчиваний, поверхность заготовки.

Для разметки отверстий на термопластике, особенно на органическом стекле, лучше пользоваться не керне­ром, а специальной насадкой на жало паяльника или специальным сменным жалом (см. рис. 8.5). Лунки по­лучаются ровными, органическое стекло не растрескива­ется. Глубина лунок зависит от длительности прикосно­вения  насадки  к детали, температуры  насадки и определяется опытным путем. Для отверстий диа­метром 1—10мм угол заточки насадки должен быть 30—45°, а для отверстий диаметром 15—25 мм— 100—120°.

При изготовлении круглых" деталей разметку делают с помощью разметочного циркуля. Чтобы ножка цирку­ля не оставляла в центре окружности след, ее следует устанавливать в центрик, воткнутый в стиральную ре­зинку. Этим способом можно размечать детали и более сложной формы, если элементами ее являются дуги окружностей.

8. Резка листового материала возможна различным инструментом в зависимости от конкретных условий, конфигурации детали, марки материала и др. Наиболее удобны специальные резаки, изготовленные из Старого ножовочного полотна (п. 5.13).

Резак ведут по краю плотно прижатой линейки, причем неоднократно. После того как резак углубится на 0,2—0,3 мм, линейку можно убрать. Сделав надрез на треть толщины листа, ножовкой надпиливают лист по краям, переворачивают заготовку и повторяют операцию на обратной стороне. После этого, положив лист на стол так, чтобы линия отреза совпала с краем стола, разла­мывают лист. Излом обрабатывают плоским напильни­ком. Резак, конструкция которого описана в п. 5.14, поз­воляет вырезать круглые отверстия большого диаметра.

Детали сложной конфигурации приходится вырезать лобзиком, используя ножовочное полотно для металла.

Органическое стекло можно разрезать обыкновенной ниткой № 00. Нитку натягивают в станке для ножовоч­ного полотна или в лобзике. Режут так же, как ножов­кой. Этим способом можно выполнять фигурную резку органического стекла с большой точностью. Для фигур­ной резки можно также использовать отрезок нихромовой или никелиновой проволоки диаметром 0,2—0,3 мм, натянутый на изоляторах в станке для ножовочного по­лотна или в лобзике и подключенный к электрической сети через низковольтный трансформатор и регулируе­мый автотрансформатор. Температуру проволоки надо подобрать опытным путем, изменяя приложенное к ней напряжение.

9. Резка стекла производится алмазом или стекло­резом. Эта операция проста и не требует особых поясне­ний. Если под рукой не окажется нужного инструмента, можно воспользоваться кварцевой пластиной от неис­правного резонатора, обломком корундового камня (от бруска или круга) или даже обломком напильника. Но иногда возникает необходимость вырезать из стекла де­таль непрямолинейной конфигурации. Для этого на стекло наносят контур нужной формы или под стекло подкладывают рисунок, сделанный на бумаге, но в обо­их случаях так, чтобы одна сторона рисунка находилась на краю заготовки. Этот край надпиливают трехгранным личным напильником или алмазным надфилем. Затем раскаленным (при полном накале) жалом прибора для выжигания медленно, начиная от надпила, обводят на­рисованный контур. Под раскаленным жалом непрерыв­но образуется трещина, заметная невооруженным глазом. Далее лишнее стекло небольшими участками обламывают с помощью плоскогубцев (лучше, погрузив стекло в воду). Края можно зашлифовать абразивным бруском. Затем нужно кипятить стекло в воде не менее часа и дать ему остыть в воде, чтобы снять остаточные механические напряжения. В противном случае могут по­явиться трещины. Вместо прибора для выжигания можно использовать специально приготовленные угольные палочки. Древес­ный березовый уголь толкут в мелкий порошок и заме­шивают на густом и теплом клейстере (пп. 4.20, 4.21), а еще лучше на гуммиарабике (п. 4.19). Из полученной тестообразной массы катают тонкие палочки. Высушен­ные палочки готовы к применению. Угольную палочку поджигают, раздувают, прикладывают к краю стекла и ведут ее по контуру рисунка за образовавшейся тре­щиной.


 

10. Сверление стекла всегда производят через кон­дуктор (металлическую накладку толщиной 4—5 мм с отверстием, равным диаметру сверла), плотно прижатый к стеклу. Стекло должно лежать на твердой и ровной поверхности. Сверлят ручной дрелью одним из нижепри­веденных способов, не нажимая сильно и уменьшая на­жим при выходе сверла.                            

1-й способ. Сверлят обычным сверлом. Сверло лучше Я закалить, для чего кончик его накаляют добела, затем быстрыми движениями вдавливают в сургуч до тех пор, пека сургуч не перестанет плавиться. Место сверления не­обходимо непрерывно смачивать следующим составом (в массовых частях); камфара—8, скипидар—12, эфир — 3.                                         

2-й способ. Сверлят плоским сверлом, заточенным лопаточкой (лучше закаленным), вращая сверло попере­менно в одну и другую сторону. В качестве эмульсии в этом случае используют силикатный клей (жидкое стек­ло) и меняют, как только оно помутнеет.

   3-й способ. Сверлом может быть подходящая по диа­метру медная трубка, слегка расширенная на конце кер­нером или другим подходящим инструментом. На место сверления наносят несколько капель силикатного клея с наждачным порошком (лучше корундовым). При свер­лении смесь периодически обновляют.

   4-й способ. При необходимости просверлить отверстие диаметром 6,5 мм в качестве сверла можно использовать твердосплавный ролик от стеклореза, закрепив на оси-заклепке в прорези стержня или трубочки диаметром 4—5 мм (рис, 3.1).

   

 

Рис. 3.1, Сверло из ролика

Сверло из ролика стеклореза     

1. твердосплавный ролик; 2— ось-заклепка;     3— стержень или трубка

 

Место сверления смачи­вают водой. Сверление отверстия этим способом в стек­ле толщиной 6 мм занимает 4—6 мин.

5-й способ. Место на стекле, где требуется сделать отверстие, тщательно отмывают от грязи и жира бензи­ном, ацетоном или спиртом. Затем насыпают мокрый мелкий песок и палочкой, заточенной в виде усеченного конуса, проделывают в мокром песке воронку, достаю­щую до стекла. В заготовленную таким образом форму вливают расплавленный свинец или припой. Через 2— 3 минуты песок можно сбросить и убрать конус припоя— в стекле будет сквозное отверстие.

11. Сверление пластика. При сверлении отверстий в пластике, особенно в декоративном слоистом и в гетинакса, материал с обратной стороны часто скалывается. Чтобы этого не случилось, вначале следует применить сверло, диаметр которого примерно вдвое меньше необ­ходимого. Затем сверлом, диаметр которого на 0,5— 1,0 мм больше требуемого и угол заточки 60—90°, зен­куют полученные отверстия с обеих сторон и наконец рассверливают их сверлом необходимого диаметра. Та­кой способ полностью устраняет опасность сколов и тре­щин и дает возможность получить точные, чистые отверстия, не требующие никакой дополнительной обработки.

12. Резьба в пластмассах может выполняться и са­модельным метчиком. Для этого берут стальную шпиль­ку, винт или болт с требуемой резьбой и опиливают ко­нец (2—5 мм) на конус. Головку винта (болта) отреза­ют и трехгранным напильником или с помощью бормашины (п. 5.24) и шлифовального круга соответст­вующего профиля делают 3—4 пропила вдоль болта, чтобы получились режущие кромки.

Хвостовик изготовленного метчика можно заточить под вороток или, прорезав в нем шлиц шириной 2—4 мм, вставить металлический пруток и припаять.

Вполне удовлетворительные результаты, особенно для резьбы М4 и менее, можно получить, не пропиливая ре­жущие кромки, а спилив резьбу винта или шпильки с двух сторон. Чтобы нарезаемая резьба была более чис­той, по резьбе изготовленного метчика нужно «пройти» соответствующей плашкой или гайкой. Шпильку, болт или винт берут с нарезной, а не с накатной резьбой.

    13. Изгибание листового термопластичного мате­риала (органическое стекло, полистирол, винипласт и др.) можно осуществлять, только прогревая материал, при­чем хороший изгиб правильной формы получается лишь при равномерном прогреве листа в месте изгиба с обеих сторон на ширине 5—15 мм — в зависимости от толщи­ны листа.

Для прогревания на лист пластика с обеих сторон вдоль линии изгиба накладывают полосы нужной шири­ны из тонкой алюминиевой фольги и прижимают. Концы полос подключают к накальной обмотке какого-либо трансформатора, сетевая обмотка которого подключена через лабораторный автотрансформатор, и подбирают необходимое напряжение. Не следует допускать перегре­ва, так как при этом прозрачность или цвет материала по линии изгиба могут заметно измениться. Как только ма­териал прогреется, фольгу снимают, лист изгибают на требуемый угол и выдерживают заготовку до полного остывания.

14. Литье из термопластичных материалов. Сырьем для литья служит вторичное сырье из полиамидов (ста­рые капроновые чулки, ветошь из капрона, нейлона, си­лона, дедерона, дакрона, рыболовные жилки и др.), акрилаты (акрилпластмассы, органическое стекло), поли­стирол. На чулках из капрона необходимо срезать швы, носок и пятку, так как они часто делаются с добавле­нием другого материала.

Сырье тщательно обезжиривают в 10%-ном содовом растворе при температуре 50-60°С в течении 1 ч, затем промывают в теплой воде, сушат, измельчают (твердый материал измельчают до частиц размером менее 5 мм) и загружают в пресс-машину. Конструкция самодельной пресс-машины показана на рис.3.2. Пресс-машина изготовлена из отрезка латунной трубы с припаянным снизу дном, в верхней части трубы в специальных прорезях поме­щена перекладина с централь­ным резьбовым  отверстием М10 или М12, куда ввертыва­ется изогнутая в виде буквы Г шпилька (можно использо­вать винт от струбцины). При помощи этой шпильки или винта в трубе перемещается поршень, который и выдавли­вает размягченный материал через литник в подготовлен­ную для отливки форму.

Сырье размягчается при температуре 80—200°С. Для нагрева внутреннего объ­ема пресс-машины, на образующую цилиндра наматыва­ют, а под его основание укладывают на слой слюды вы­прямленную спираль от бытовой электроплитки. Спи­раль обмазывают пастой, приготовленной из крошки слюды или асбеста и силикатного клея. Можно также использовать рецепт, приведенный в п. 4.33. Затем цилиндр обматывают асбестовым шнуром и устанавли­вают на деревянное основание, подложив под него лист асбеста.

 

 

 

 

      Рис. 3.2. Пресс-машина

   1 - винт; 2—перекладина; 3—ла­тунная труба;  4— слюда:

   5 — поршень. б—спираль от электроплитки;

   7 — литник;   8 — основание;  9 - фильера

 

 

 

 

 Чтобы регулировать температуру нагрева, спи­раль включают в электросеть через ЛАТР.

Для получения различных декоративных окантовок необходимо изготовить фильеры нужной конфигурации. Фильера навинчивается на литник. Выдавливаемая мас­са

 приобретает профиль отверстия фильеры. При выхо­де из фильеры массу нужно охлаждать  в воде. Этим спо­собом можно получать различные изоляционные про­кладки и окантовки из полихлорвинила. Температура размягчения полихлорвинила 80—100 °С.

15. Литье из зубопротезных пластмасс. Зубопротез­ные пластмассы акриловой группы, например протакрил — прекрасный материал для изготовления ручек и клавишей, подшипников скольжения, элементов декора­тивного оформления и многих других деталей,

       Протакрил — самотвердеющая пластмасса на основе акриловых полимеров типа порошок — жидкость. Эта, пластмасса устойчива к истиранию (не уступает капрону) и обладает высокой адгезией. Из нее получаются хорошие подшипники скольжения для миниатюрных механических устройств (моторов, редукторов и др.), Не требующие смазки, работающие долго без заметного из носа. Электрические характеристики этого материала (без наполнителя) несколько выше, чем у органической стекла.

Литейные формы для получения деталей из этой пластмассы можно изготовлять из жести, дерева, папье-маше (п. 3.16, 6-й рецепт), глины, пластилина, гипса I других материалов.

Из гипса получаются достаточно износостойкие фор мы для неоднократного использования; процесс изготовления отличается малой трудоемкостью. Гипс предварительно просеивают, размешивают в холодной воде до образования сметанообразной массы. Подходящую по размерам коробку наполовину заливают гипсом. В жидкий гипс вдавливают наполовину модель, предварительно смазав ее густым мыльным раствором, чтобы потом можно было извлечь, не разрушив формы. После застывания по краям формы, не задевая контура модели, сверлят 2—3 неглубоких отверстия, которые будут направляющими для другой половины формы. Эту половину формы, в том числе и направляющие отверстия, смазывают густым мыльным раствором и сушат. Затем замешивают вторую порцию гипса и заливают в коробку. Когда гипс застынет, половины формы осторожно разъединяют и извлекают модель.

После этого обе половины формы тщательно покрывают антиадгезирующим веществом: смазывают силиконовым маслом или натирают графитовым порошком. Несколько худшие результаты дает обыкновенное подсолнечное масло. Приготовленную пластмассу по приведенной в п. 4.24 технологии заливают в первую и вторую половины формы и обе половины складывают по направляющим. Форму плотно стягивают струбциной или заматывают тонким проводом и помещают в посуду с холодной водой. Воду медленно подогревают и доводят  до кипения.

Термическую обработку деталей из протакрила таким методом проводят в течение 1,5—2 ч, причем делать это лучше через 1—2 сут, т. е, когда полностью закон­чится предварительная полимеризация в глубинных сло­ях пластмассы.               

По окончании термической обработки форму охлаждают, вскрывают и извлекают из нее изготовленную де­таль. Если требуется, деталь дополнительно обрабаты­вают. Для повышения долговечности форм в гипс до­бавляют измельченный асбест.

При изготовлении партии деталей необходимо приме­нять металлическую форму. Модель в этом случае изго­товляют из алюминия или дюралюминия. Первую поло­вину формы отливают из свинца или гарта (типограф­ского сплава), вторую половину—из сплава свинца и легкоплавкого зубопротезного сплава (или легкоплавко­го припоя) в соотношении 1:1.

Если необходимо сделать дубликаты какой-либо пластмассовой детали, то сначала по оригиналу изготов­ляют гипсовую форму и отливают свинцовый дубликат детали. По дубликату изготовляют металлическую фор­му: одну половину — из сплава свинца и легкоплавкого припоя, вторую — из легкоплавкого припоя.

16. Самодельные «пластмассы» применяют при из­готовлении деталей оформления аппаратуры (футляры, ящики, наличники, обрамления), разнообразных вспомо­гательных деталей (стойки, кронштейны, обоймы), ру­чек различного инструмента, а также для заливки отвер­стий в абразивных кругах и т. д.

Эти пластмассы удобны тем, что возможно изготов­ление не материала, а собственно деталей. Это значи­тельно снижает трудоемкость процесса. Правда, прихо­дится изготовлять модель или форму, но это окупается простотой обработки готовой детали. Делают модель (форму) из легко поддающегося обработке материала, например из мягкой древесины, из пенопласта, и по­крывают тонким слоем парафина или восковой пасты, приготовленной, как для вощения древесины (п. 2.14).

Приготовление таких пластмасс и работа с ними не представляют сложности. Ниже приведен ряд рецептов.

1-й рецепт. Стеклоткань и эпоксидный клей — пре­красные материалы для изготовления различных футля­ров, декоративных наличников, обрамлений.

Модель покрывают парафином или обычной бумагой, закрепляя ее любым клеем на возможно меньших по пло­щади участках, например в нескольких точках, чтобы готовое изделие было легче снять. Затем укладывают первый слой стеклоткани и наносят на него клей; кла­дут следующий слой и следят, чтобы он хорошо пропи­тался клеем. Пропитка улучшается, если стеклоткань прижимать (приглаживать) кистью, слегка смоченной ацетоном. За один прием больше 4—6 слоев стеклоткани укладывать не рекомендуется. Нужно дать выдержку, чтобы эпоксидный клей отвердел. Перед тем как продол­жить работу, поверхность зачищают шкуркой до обна­жения волокон стеклоткани, иначе следующие формуе­мые слои, в том числе и шпаклевка, хорошо держаться не будут. Подготовку к следующему покрытию можно упростить, если, заканчивая работу, припудрить послед­ний слой древесной мукой — сухими мелкопросеянными опилками.

2-й рецепт. Самодельный «текстолит» можно изготов­лять и на обычной тканевой основе, пропитываемой кле­ем. Применяют столярный или казеиновый клей, но обя­зательно с добавлением антисептирующего вещества (пп. 4.10, 4.14). Вместо клея можно использовать загус­тевший нитролак или нитрокраску.

Из самодельного текстолита изготовляют корпуса для приборов, различные кожухи, задние стенки и другие де­тали. Для небольших деталей используют хлопчатобу­мажный или шелковый трикотаж. Годятся старые, но чистые майки, рубашки и т. п. Для крупногабаритных конструкций лучше применять мешковину.        

Ткань натягивают на модель, защищенную от прилипания ткани, закрепляют и смазывают клеем; затем на­тягивают следующий слой ткани и т. д. Столярный клей лучше использовать в горячем состоянии. Закреплять ткань удобно затяжными сапожными гвоздями, так как их легче извлекать при креплении следующего слоя. Из­лишки материала на закруглениях формы срезают так, чтобы ткань на линиях разреза можно было сшить встык и чтобы стыки верхнего слоя не совпадали со шва­ми нижнего. Каждый последующий слой натягивают и крепят гвоздями, удаляя гвозди, крепившие предыдущий слой. Так укладывают 4—8 слоев и сушат 8—10 сут.

Далее заготовку, не снимая с модели, шпаклюют сме­сью горячего столярного клея с мелом или тальком и окончательно сушат. Можно применить и другую шпак­левку, выпускаемую для работ по дереву или приготов­ленную по одному из рецептов, приведенных в табл. 4.1.

Слой шпаклевки должен быть не более 0,2—0,3 мм, т. е. чтобы только скрыть все неровности и структуру материала. Полное высыхание наступает через 20—25 сут, после чего уже нет опасности коробления заготовки. Вы­сохшую заготовку зачищают шкуркой, обрезают на ней кромку и снимают с модели. Снимать нужно осторожно, применяя как рычаг широкую стамеску. Можно отделить заготовку от модели, пропуская между ними, например, металлическую измерительную линейку. Снятую заго­товку грунтуют и окрашивают с обеих сторон. Для окон­чательной отделки лучше применять нитролаки или нит­рокраски с соответствующей грунтовкой, так как они быстро сохнут и деталь не успевает покоробиться. Пос­ле окрашивания деталь полируют до зеркального блеска.

3-й рецепт. Самодельный «пластик» из полос бумаги можно применять для изготовления корпусов, крышек футляров, задних стенок сложного профиля, сферических корпусов громкоговорителей. Для малогабаритных кон­струкций можно использовать полосы газетной бумаги, для крупногабаритных — тонкие обои.

Модель покрывают тонким слоем парафина и накла­дывают на нее первый слой размоченных в горячей воде полосок бумаги. Затем намазывают клеем полоски бу­маги для следующего слоя. Можно использовать различ­ные клеи (пп. 4.10—4.21), однако предпочтение следует отдать столярному или казеиновому клею с обязатель­ным добавлением антисептиков.

Бумаге дают как следует пропитаться клеем. Если бумага впитала клей, ее промазывают еще раз и наклеи­вают полоски перпендикулярно полоскам предыдущего слоя. Наклеив, таким образом, 4—5 слоев, делают проме­жуточную сушку в течение суток. Процесс повторяют не­сколько раз до получения необходимой толщины. Высу­шенную заготовку обрабатывают далее так же, как ре­комендовано во 2-м рецепте.

4-й рецепт. Тщательно перемешивают 65 массовых частей мелких древесных опилок и 35 магнезита. Смесь заливают 0,1 %ым раствором хлористого магния и раз­вешивают до однородного тестообразного состояния, основной способ получения заготовок из данной «пласт­массы» — литье в формы и изложницы. Застывая, пластмасса» приобретает достаточно высокую проч­ность и при этом хорошо обрабатывается: ее легко пилить, сверлить и обтачивать. Применяют ее обычно для изготовления стоек, кронштейнов, для заливки отверстий в абразивных кругах и т. д.

5-й рецепт. Перемешивают мелкие древесные опилки тальк молотый в массовом соотношении 5 : 2, заливаю приготовленным столярным клеем (консистенция сметаны) и размешивают до однородного тестообразного состояния. Желательно ввести в смесь 0,3—0,5 массовой части алюминиевых или алюмокалиевых квасцов, которые предупреждают появление плесени и тем самым сохраняют прочность «пластмассы». Чтобы «пластмасса была более пластичной, в нее необходимо ввести 0,5 массовой части натуральной олифы.

Можно заменить столярный клей казеиновым, в состав которого необходимо ввести антисептирующее вещество (п. 4.14).

Эта «пластмасса» менее прочна, чем приготовленная по 4-му рецепту. Из нее можно изготовлять детали, не подвергающиеся большим механическим нагрузкам: наличники, обрамления, различные декоративные элемент:

и др. При желании «пластмассу» можно окрасить, добавив в ее состав анилиновый краситель нужного цвета.

После просушки изготовленную деталь шпаклюют, зачищают шкуркой и окрашивают, причем шпаклевку лучше приготовлять на основе того клея, который применялся для изготовления самой «пластмассы».

Более прочной и быстровысыхающей «пластмасса получается, если вместо клея использовать загустевший или сгущенный нитролак (нитрокраску). Детали из этой «пластмассы» также изготовляют литьем.

6-й рецепт. Для приготовления папье-маше из бумажной массы измельчают газетную бумагу, заваривают ее крутым кипятком и выдерживают в горячей вод 1—2 сут. Когда образуется взвесь тонкой консистенции, воду отцеживают и массу сушат. Высушенная масса легко превращается в порошок, который и служит основой папье-маше. Порошок (10 массовых частей) перемешивают с тонкопросеянным мелом или тальком (3) заливают клейстером, приготовленным из сухого столярного клея (2) и пшеничной муки (3). Для антисептирования в клейстер необходимо добавить 0,2 массовой части алюминиевых или алюмокалиевых квасцов. Масс можно окрашивать анилиновыми красителями.

Приготовленную массу наносят на модель, предварительно покрытую парафином. Можно отливать детали в формы или изложницы.

После полного высыхания деталь обрабатывают шкуркой, чтобы не было неровностей, грунтуют и окра­шивают.

7-й рецепт. «Пластмассу» с лучшими, чем у папье-маше, механическими свойствами можно получить, ис­пользуя следующие компоненты (в массовых частях):

сухую бумажную массу—5; клей столярный (сухой) — 28; тонкопросеянный мел — 60; глицерин — 2,5; спирт этиловый—3,5; охру сухую—1,0. Сухую бумажную массу заливают теплым раствором столярного клея, до­бавляют при постоянном помешивании мел, глицерин, спирт и охру. После тщательного перемешивания полу­ченная масса не должна прилипать к рукам. Дальнейший процесс аналогичен приготовлению и обработке «пласт­массы» по 5-му или 6-му рецепту.

8-й рецепт. «Пластмасса» с хорошими изоляционны­ми свойствами может быть приготовлена из 60 массовых частей творога и 40 негашеной извести.

Свежий творог заворачивают в чистую тряпочку и кладут на несколько часов под пресс, чтобы хорошо от­жать. Отжатый творог растирают в порошок и высыпа­ют в глубокий стеклянный сосуд, отдельно растирают в тонкий порошок известь и высыпают ее небольшими порциями в творог, перемешивая массу деревянной па­лочкой. Вступая в реакцию с известью, творог образует казеиновую массу — густой «сироп», который быстро за­твердевает. «Сироп» разливают по формам. Формы должны быть смазаны вазелином или маслом. Казеино­вая «пластмасса» обладает большей прочностью, если она затвердевает под прессом.

Надо учитывать, что при плохом качестве негашеной извести застывание массы происходит медленно и сопро­вождается обильным выделением влаги, излишки кото­рой нужно удалять. В этом случае следует уточнить со­отношение компонентов опытным путем.

17. Окрашивание целлулоида и триацетатной пленки можно производить путем кипячения их в течение не­скольких часов в воде, содержащей органический краситель типа анилинового для тканей. Однако такой спо­соб трудоемок и не всегда дает желаемый оттенок окраски. Одним из способов поверхностного крашения их материалов является обработка их в горячем растворе уксусной кислоты, содержащем краситель. Если окрашивают фотопленку, то ее предварительно обраба­тывают веществами, разлагающими желатин, например, горячим раствором щелочи. Отмывку эмульсии можно ускорить, очищая пленку щеткой.

Таблица 3.1 Красители для целлулоида и триацетатной пленки

 

Желаемый цвет

Краситель

Концентрация водного раствора

Время крашения, мин

Фиолетовый

Синий

Коричневый

Бирюзовый

Оранжевый

Желтый               

Метилвиолет

Основной синий «К»

Коричневый дисперсный

Основной бирюзовый

Оранжевый «2К» дисперсный

Желтый «4К» дисперсный

5-7

10-12

5-7

10-12

5-7

5-7

60-70

120-142

50-60

80-90

75-90

1210-130

Зеленый

Основной бирюзовый

Ауромин

10

5

100

Малиновый

Бордо «С» дисперсный

Метилвиолет

4

0,35

30

Красный

Бордо «С» дисперсный

Алый «Ж» дисперсный

10

0,5

40-60

 

Концентрация красящего раствора и ориентировоч­ное время крашения приведены в табл. 3.1. Краситель заливают небольшим количеством кипяченой горячей воды и размешивают до получения однородной массы (пасты). Затем добавляют в пасту остальную горячую воду и 50 мл уксусной кислоты (95 %-ной). Вместо кис­лоты можно взять 60 мл уксусной эссенции на 940 мл воды или 550 мл столового уксуса (9 %-ного) на 450 мл воды. Раствор фильтруют через несколько слоев марли, сливают в эмалированную кастрюлю и закрывают ее крышкой. Перед окрашиванием поверхность должна быть отполирована, обезжирена бензином или спиртом и высушена. Полезно, кроме того, дополнительно про­мыть изделие в горячем растворе порошка для стирки натуральных шелковых тканей (2 массовые части по­рошка на 100 воды), а затем—в теплой воде. Изделие погружают в раствор красителя, подогретый до 40-50 °С, и следят, чтобы оно не касалось дна посуды

18. Глубинное окрашивание органического стекла

позволяет получить ровно и прочно окрашенную поверх­ность при сохранении фактуры материала. Окрашива­ние производят в водно-спиртовых растворах дисперс­ных красителей. Процесс отличается простотой и позво­ляет получить сочные оттенки.

Перед окрашиванием поверхность изделий должна быть тщательно очищена, иначе может не получиться ровный цвет и тон. Поверхность протирают тампоном из мягкой ткани, смоченным в бензине или спирте, су­шат и погружают на 15 мин в водный раствор моющего средства. Температура раствора должна быть в преде­лах 50—60 °С. Затем изделие тщательно прополаски­вают в холодной воде и сразу же переносят в раствор красителя, который готовят следующим образом: смешивают до образования однородной массы (пасты) 5—15 г дисперсного красителя (при выборе цвета можно руко­водствоваться табл. 3.1), 2—3 г нейтрального стираль­ного порошка (для стирки натуральных шелковых тка­ней) и 20—30 г спирта (этилового, бутилового или бензилового) и добавляют горячую воду до объема, рав­ного одному литру. После тщательного перемешивания раствор фильтруют через сложенную вдвое капроновую ткань (можно капроновый чулок).

Одно из условий хорошего окрашивания — предохра­нение раствора от загрязнения, непрерывное его переме­шивание в процессе работы, периодическая фильтрация в случае неоднократного использования и добавление спирта по мере расходования раствора. Насыщенность цвета зависит не только от температуры раствора, но и от времени крашения. Для получения средней насы­щенности цвета время крашения должно быть 15—20 мин.

По окончании окрашивания изделие тщательно про­поласкивают в холодной воде и сушат.

Окрашивание следует производить в посуде из мате­риалов, стойких к применяемому красителю (стекло, фарфор), иначе цвет может получиться несочным, а посуда будет испорченной. Можно также воспользоваться эмалированной посудой.

19. Поверхностное окрашивание органического стекла позволяет получить пленку, содержащую краситель и непосредственно связанную с поверхностью органиче­ского стекла, так как в состав применяемых красителей. Входят вещества, растворяющие стекло. Покрытие получается прочным и хорошо полируется; Существует много рецептов окрашивания, из которых приведем пять наиболее приемлемых в любительской практике.

1-й рецепт. Краситель нужного цвета из набора ани­линовых красок растворяют в уксусной кислоте, прибав­ляя понемногу до тех пор, пока не будет получен нуж­ный оттенок цвета. Раствор фильтруют и смешивают в объемном соотношении 1:1 со смесью толуола (70 % объема) и дихлорэтана (30 %). Полученную смесь вновь фильтруют и растворяют в ней стружку органического стекла в таком количестве, чтобы полученный краситель можно было распылять пульверизатором. Наносят кра­ситель на поверхность органического стекла в несколько слоев с интервалами 10—15 мин.

2-й рецепт. Смешивают 30 % (по объему) дихлорэта­на, 60 % бензола и 10 % уксусной кислоты. В этом соста­ве растворяют краску. Раствор фильтруют и добавляют в него стружку или опилки органического стекла. Окра­шивание производят также пульверизатором.

3-й рецепт. В 10 частях (по объему) уксусной эссен­ции растворяют 1 часть пасты для шариковых ручек. При меньшем количестве пасты раствор хуже смачивает окрашиваемую поверхность. Для получения более насы­щенного цвета содержание пасты в растворе увеличива­ют. Можно использовать наполненные стержни шари­ковых ручек, нарезав их кусочками длиной 6—10 мм и поместив во флакон с уксусной эссенцией. Ускоряют рас­творение пасты, периодически энергично встряхивая флакон.

Краситель наносят на стекло мягкой кистью продоль­ными неперекрывающимися мазками. Краситель хо­рошо растекается и образует равномерный слой.

4-й рецепт. В 6 частях (по объему) уксусной эссен­ции растворяют 1 часть опилок или стружек органиче­ского стекла и добавляют пасту для шариковых ручек. Наносить состав лучше пульверизатором.

5-й рецепт. Растворяют необходимое количество пас­ты для шариковых ручек в дихлорэтане. Наносят рас­твор на поверхность детали с помощью пульверизатора, но можно использовать и мягкую кисть или тампон из мягкой ткани.

Окрашенные по приведенным рецептам изделия су­шат не менее суток. Все операции должны выполняться на открытом воздухе или в вытяжном шкафу. Хранить приготовленные красители нужно в хорошо закупорен­ной посуде (лучше с притертой пробкой).

20. Окрашивание органического стекла в молочный цвет производится погружением его в концентрирован­ную серную кислоту на 1—10 мин. (Стекло марки ТОСП, стойкое к агрессивным средам, такой обработке не под­дается.) При выдержке в течение 1—3 мин поверхность органического стекла не потеряет глянца и будет иметь молочный цвет. Если же травить стекло дольше, то по­верхность его становится белой и слегка матовой. С уве­личением времени воздействия кислоты белый слой ста­новится толще. Если он получился недостаточно глубо­ким, процесс можно повторить. После обработки в кислоте органическое стекло тщательно промывают в проточной воде и сушат. Промывать следует осторожно, так как образовавшийся слой мягок и его можно легко повредить. Следует также иметь в виду, что механиче­ская прочность поверхностного слоя при глубокой обра­ботке уменьшается. Если необходимо оставить на изде­лии прозрачные места, эти части поверхности покрыва­ют тонким слоем воска. После промывки и сушки воск удаляют.

Если время травления увеличить, например до 20—-30 мин, то после высыхания поверхность сморщивается и принимает такой вид, как будто она покрыта лаком «муар». Обработанное таким образом органическое стек­ло можно окрасить, воспользовавшись одним из рецеп­тов, приведенных в пп. 3.18 и 3.19.

3.21. Окрашивание изоляции монтажных проводов ти­па МГШВ, МГВ и ПМВ (изоляция поливинилхлоридная белого цвета) можно осуществить в водном растворе красителя для капрона, шерсти или хлопчатобумажной ткани, причем при использовании красителя для шерсти или хлопчатобумажной ткани цвет изоляции получается иным, чем цвет красителя. Так, например, в черном кра­сителе изоляция провода приобретает оранжевый цвет, в синем или васильковом — желтый.

Красящий раствор приготовляют, растворяя в 2—3 л теплой воды один пакет красителя. Моток окрашиваемо­го провода погружают в раствор, подогретый до 85— 90 °С. Цвет определяют по контрольному отрезку такого же провода, периодически вынимая его из раствора. По окончании крашения провод промывают в холодной про­точной воде.

Чтобы предотвратить попадание раствора под изоляцию, концы провода перед окрашиванием следует загерметивировать. Для этого плавят изоляцию на концах в пламени или опускают концы на несколько секунд в клей «Уникум», «Момент-1» или БФ и высушивают.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

3.22. Лист стеклотекстолита можно расщепить с угла Неострым ножом и разделить его на два тонких листа. Такому приему хорошо поддается и фольгированный стеклотекстолит.

3.23. Слюда после двух термоударов и сушки легко расщепляется на пластинки толщиной до 0,02 мм. Для этого минерал нужно на­греть до 400—600 "С, тут же охладить в воде и повторить операцию.

3.24. При изготовлении и ремонте различной оснастки и инстру­мента, особенно паяльников, иногда бывает необходимо изогнуть слюдяную прокладку с малым радиусом изгиба. Чтобы слюда стала более эластичной, не ломалась и не крошилась, ее необходимо про­калить, нагрев до свето-желтого цвета, и дать ей медленно остыть.

25. Склеивание разнородных пластмасс, например органическо­го стекла или полистирола с целлулоидом, затруднено тем, что ди­хлорэтан, растворяющий органическое стекло и полистирол, не раст­воряет целлулоид, а ацетон (растворитель целлулоида) не растворя­ет органическое стекло. Смесь клея, приготовленного на ацетоне, с клеем на дихлорэтане не обеспечивает высокой прочности склеива­ния. Прочность клеевого стыка, равную прочности склеиваемых мате­риалов, можно получить, если целлулоидную деталь смазать ацето­новым клеем, а деталь из органического стекла или полистирола — дихлорэтановым. После подсыхания клея каждую деталь смазывают еще раз соответствующим клеем и прижимают одну к другой. Окон­чательная сушка — при комнатной температуре в течение 4—6 ч.

26. Фторопласт не склеивается ни одним из применяемых в быту клеев.

27. Для приклеивания пли склеивания деталей из микропори­стой резины наиболее пригодны клеи «Момент-1», 88Н, «Уникум» (пп. 4.2, 4.6, 4.7), так как они создают «гибкий» клеевой шов.

28. Старым резиновым изделиям можно вернуть мягкость и эластичность, погрузив их на 20—30 мин в слабый раствор нашатыр­ного спирта или на 1—2 ч в чистый керосин. При этом следует пом­нить, что долгое пребывание резины в керосине не только размягча­ет ее, но и значительно увеличивает в объеме. Размягченную резину нужно промыть в теплой воде с моющим средством и насухо про­тереть.

29. Продвижение трещины в органическом стекле можно оста­новить, если в конце трещины просверлить отверстие диаметром 2—3 мм.

30. Органическое стекло некоторых марок после кипячения в течение нескольких часов в воде приобретает молочный цвет, однако необходимо следить за тем, чтобы материал при нагревании не де­формировался.

31. Полировать стекло можно с помощью набора абразивных порошков. Царапины и другие повреждения на стекле предваритель­но шлифуют — сначала крупнозернистым, потом мелкозернистым порошком. После этого поверхность полируют пастой, которую приго­товляют смешивая мелкозернистый абразив с густым смазочным материалом. Можно воспользоваться и водной суспензией. Если по­рошков нет, то для шлифовки подойдет мелкозернистая корундовая водостойкая шкурка, а для полировки — паста ГОИ, зеленая гуашь или крокус (прокаленный и измельченный оксид железа).

     32. Круглые стекла можно вырезать, если закрепить ролик от стеклореза на одной губке отслужившего свой срок штангенциркуля. Другую губку через шайбу и резиновую подкладку нужно опереть на стекло. Ролик несколько раз прокатывают по кругу, после чего обычным стеклорезом проводят 3—4 касательные, облегчающие ска­лывание стекла по границам надрезов. Острые кромки зачищают напильником или абразивным камнем под водой (или под струей воды).

     33. Даже самые мелкие осколки стекла можно убрать с помо­щью кусочка пластилина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz