ПЛЕТЕНИЕ СЕТЕЙ

Сети представляют собой редкую ткань, сделанную при помощи переплетения одной, единственной нити. Нить эта завязывается в петли при помощи челнока (рис. 59-1, а, б, в). Размер петли определяется «пол­кой» или «планкой)» (рис. 59-3, 4), на которую нить набрасывается при работе. Сделав ряд петель, работу переворачивают правым концом налево и вяжут но­вый ряд петель, затем снова переворачивают и т. д.

В рыбном промысле сети различают по величине ячеи: ладонник (в ширину ладони) с расстоянием узлов в 60 мм. трехперстовая — с расстоянием в 40 мм. двухперстовая—23—25 мм, одноперстник— 18 мм. Вяжут отдельные дели в 10—15 м длиной и шириной в 16—30 петель.

Нитка идет суровая, льняная, сученая в 4—9 ни­тей, пеньковая, капроновая, нейлоновая. Обычный при­ем плетения показан на рисунке 60.

На челнок или иглу, как на рисунке, наматывают нитку. Сделав из той же нитки, взятой вдвое, петлю а, вяжут на ней 16—30 петель б — столько, какова Должна быть ширина сети при данной величине ячеи. Само вязание узла делают так: взяв в левую руку между большим и указательным пальцами полочку, привязывают конец нити челнока к петле, надевают петлю на крючок или гвоздь и, набросив нить на по­лочку, проводят ее между мизинцем и безымянным пальцами под большой палец и далее поперек петли, к которой будущая петля должна быть привязана. Затем проводят челнок в петлю, па пальцах слева на­право, под полочку, сквозь петлю, к которой привязы­вают, и вместе с тем над концом пяти, проброшено ранее (рис. 60-2а).

 

                                                       Рис. 59. Плетение сетей.

 

 

 

 

 

 

                                                                               Рис. 60. Узел через мизинец

 

ранее (рис. 60-2а). Эта стадия работы показана на рис. 60-26.

Образующаяся при этом петля удерживается до последнего момента на конце согнутого мизинца (рис. 60-2в). Узел завязан — переплетение готово; теперь надо этот узел затянуть: сначала выпускают из-под большого пальца петлю (рис. 60, а), затем, при­держивая переплетение у края полочки ногтем боль­шого пальца, спускают петлю с безымянного пальца, а затем захлестывают узел наглухо, спуская с мизин­ца. Все время узел находится под большим пальцем.

Для того чтобы сеть шла прямоугольной, с боков начинают одной двойной петлей; полочку опускают так, чтобы петля как раз подходила к ее краю. Такая сеть изображена на рис. 59-3.

Сети можно вязать также в виде платка, прибавляя при каждом повороте по одной ячее до середины, а за­тем спуская.

При маленьком навыке можно вязать конические сети для неводов и цилиндрические для рачных сеток. Раньше, пользуясь этой техникой, делали шелковые пояски для русских рубах.

                                                      ГАМАК

Применение вязальной техники к изготовлению предметов домашнего обихода представляет полезную и интересную задачу.

Сделанная из прочной нити не очень редкая сетка пригодна для переноски мелких покупок: не напол­ненная, она почти не требует места. Также нужна сетка для ношения мячей и проч.

Сетки для отделения домашней птицы или для за­щиты фруктовых деревьев от птиц — вот еще поле для приложения своих сил.

Гамак (рис. 61-3) состоит из сетки а, растянутой на веревках б, обходящих два железных кольца в и пропущенных в выпиленные из ясеня или березы распорки г сквозь отверстия д. Размеры: от распорки.До распорки 2000—2250 мм, от распорки до кольца 700 мм, ширина 1800 мм.

Связанный так гамак будет неприятен в пользова­нии — узлы получаются высокие и острые.

 

 

 

   Рис. 61. Гамак и плетение шпагата.

Лучше (и легче) гамак вязать узлом плоским (рис. 61-1). Размер петель 50 мм. Работу начинают, как было описано выше. Переплетение показано на рис. 61-2. Привязав к петле нить челнока, обводят ее через полочку и, придерживая большим пальцем ле­вой руки, правым проводят челнок сверху вниз под левую сторону петли (рис. 61-2, а). Затем, захватив под большой палец вышедшую снизу из-под левой сто­роны петли нить, обкидывают петлей, лежащей сверху на старой петле, а затем проводят челнок под правую сторону петли (ее найти легко, если пробирать носком челнока около верхнего узла) — (рис. 61 — 2 б), затяги­вают к себе, все время, прижимая сходящую петлю большим пальцем.

Петля не завяжется, если вязальщик не заметит, что петля перекрутилась, и не выправит ее вовремя между указательным и большим пальцами.

На гамак берут крученый манильский шпагат или хороший сученый из чесаной пеньки. Веревка на об­водку должна быть не тоньше 12 мм. Деталь кольца показана на рис. 61-3, в.

 

                          ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ШПАГАТА БЕЗ ИНСТРУМЕНТОВ

Работа основана на переплетении нитей при по­мощи непосредственно пальцев. Все нити берут выме­ренной для данной работы длины: чем нить тоньше, тем меньше надо прибавлять на узлы.

В случае работы в длину, когда длинные концы нитей мешают, употребляют катушки — челночка, изображенные на рис. 61-6.

Одно из простейших плетений — бахрома на по­лотняной скатерти. Выдернув нужное число нитей ос­новы с двух сторон и утка с других двух, переплести группы нитей (по 10—15) и перевязать узлами.

Для плетения из шпагата берут хороший ровный, круто сученый, не очень тяжелый шпагат. Основой работы служат две нити, на которых или между кото­рыми привязывают переплетаемые нити. Одна пара нитей служит опорой узлов из второй пары; в сле­дующем ряду вторая пара несет узлы, сделанные из цервой, и так все время попеременно.

На рис. 61-4 показано прикрепление нитей к ос­новной паре нитей, а на рис. 61-5 показано их при­крепление к краю материи.

Основной узел делают так: берут четыре нити двух соседних пар, и средние захватывают — левую безы­мянным и указательными пальцами левой руки, а пра­вую теми же пальцами правой руки,— и удерживают в натянутом состоянии: остальными пальцами пере­хлестывают первую и четвертую нити, как показано на рисунке 61-5, б, в, и затягивают в положение, изобра­женное на рис. 61-5, г. Этот узел и представляет со­бой основное переплетение.

Как украшение применяются различные способы навертывания нити, дающие рубчики, дуги, фестоны. При этом пользуются булавками для временного за­крепления переплетаемых нитей.

После первого ряда узлов нити не меняют своего порядка, но после второго ряда четвертая и первая нити будут в середине, а на них будет связан узел (рис. 61-5, д). Работа получает большую выразитель­ность, если таких узлов делают по два. Тогда полу­чается род розеток. Чтобы сплести мешок, берут нити по 2200 мм дли­ной и толщиной около 1.5 мм, числом 40. Взяв попарно, вяжут на середине двойные узлы и прикола­чивают их гвоздиком па торец доски размером по ширине мешка. Затем связывают ряды двойных узлов, идя вокруг доски (рис. 62-1, 2). Прием связывания показан на рис. 61-5, г.

Когда связан достаточно глубокий мешок, присту­пают к заделке верхнего края. Для этой цели к доске прибивают две пары нитей, идущих у последнего узла (рис. 62-1), а затем берут каждую нить, завязывают ее сначала на первой паре (рис. 62-3), затем так же па второй, а концы заводят в промежуток и зажима­ют, подвигая следующий узел налево. (Нити должны быть предварительно связаны своими концами). При этой работе следует обратить внимание на то, что первый оборот нити б вокруг нитей в делается влево, затем конец отводится вправо и, охлестнув нити ?, выводится снизу в образовавшуюся петлю. Эта петля и зажимает связываемые концы — конец от мешка и конец, идущий ко второй паре нитей.

Когда верхний край заделан, прикрепляют ручку, связанную двойным плоским узлом (рис. 62-4).

Используя технику плетения из шпагата, можно сделать гамак. Для этого берут 100—120 нитей по 7 и 14 метров длиной, попеременно.

 

 

                                         Рис. 62. Мешок. Плетение из соломы.

 

 

Посередине их по порядку привязывают к кольцу и начинают де­лать из длинных нитей на коротких двойные плоские узлы (рис. 61-5), наблюдая за тем, чтобы длина пря­мых нитей оставалась постоянной, а узлы шли бы пра­вильными рядами. Расстояние между прямоидущими нитями 25 мм; вязать узлы начинают на 600 мм от кольца, а кончают, когда сделано 2 метра; затем все концы закрепляют на расстоянии 600 мм в другом кольце. Особым шнурком стягивают гамак с краев.

На плетение изделий идет особая корзиночная лоза. Рис. 62-6 дает понятие об основе всякой кор­зинки. В круглой, как на рисунке, дно идет вокруг, в квадратной работается как дощечка в длину, а за­тем закладываются боковые стойки и заплетаются различными способами.

Как и в ткачестве, применяются переплетения весьма различного рисунка. Корзина заканчивается вверху, причем концы заводятся снаружи внутрь, и там, обрезанные начисто скрываются у стоек. Так же укрепляют ручку (рис. 62-7) в больших корзинах, еще начиная со дна.

Полезной небольшой работой может быть выби­валка (рис. 62-8). Лучшая и более прочная делается из испанского камыша (педдига). Сделанную из лозы полезно обшить кожей: это предохраняет не только выбивалку от изнашивания, но и вещи от поврежде­ний осколками дерева.

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМЫ

Для изготовления шляпок пригодна солома яровой пшеницы, которая бывает достаточно длинна. В дело идет часть от колоса до первого междоузлия. Плетут соломку с зубчатым краем (для мужских шляп) и гладким краем (для дамских). Первую плетут в че­тыре конца (рис. 63-1). Соломку с гладким краем пле­тут в 3 (для лучших дамских шляп), в 4,5 и 7 концов (для корзин).

В рисунке последовательно показаны стадии ра­боты. Работа производится большим и указательным пальцами каждой руки. Захватив плотно соломинку, а мягкой частью большого пальца, нагибаем ее снизу

 

 

 

 

Рис. 63. Плетение в 4 соломине зубчиками

 

 

 

Рис. 64. Плетение в 4 соломки гладкое.

 

 

  Рис. 65. Плетение в 5 соломок.

 

вверх; в положение 2, затем соломинку б, согнув, на соломинку а, в положение А, затем захватываем соло­минки б и а ногтем большого пальца правой руки, а соломинки в и г также левой рукой, заводим одни за другие и получаем положение 4; снова загибаем а, затем г и заводям за 6 и в и т. д.

Получается соломка, изображенная на рис. 63-5. Рисунки (64-1 — 6) и (и'5-1— 5) дают ясное понятие о ходе переплетений. С предыдущим разница лишь в том, что при этих переплетениях соломинка загиба­ется вкось, ее, налегая вплотную на край другой соло­минки.

Другой способ изготовления шляп известен на Украине: вся шляпа сделана в толщину одной соло­минки, очень легка, хотя и не очень прочна.

Работу начинают с середины верхушки. Связывают звездочку и, привязав к концам ее достаточно длинные нити своей серединой, привязывают при помощи них отдельные соломинки, начиная с тонкого конца. Когда соломинка на исходе, в ее широкую часть встав­ляют тонкую часть новой соломинки и работу ведут далее, заботясь, все время о том, чтобы образовалась форма, соответствующая форме головы. Пройдя не­сколько рядов, подвязывают еще нити. Все время ра­бота идет вокруг. Часто наверху вставляют еще ряд согнутых соломинок для вентиляции. Такую же венти­ляцию делают под верхом тульи. По низу тульи кла­дут красную ленту, завязанную так, что концы ее слегка свисают с полей. Поля обычно в полтора-два раза шире высоты тульи. Последние узлы на краю нолей переносят на внутреннюю сторону через один-два ряда от края.

Такую же шляпу делают из стеблей тонконога, пришивая иглой пучки стеблей этой травы. При этом игла охватывает пучок и проходит в половине пре­дыдущего.

СКАНДИНАВСКИЙ ТКАЦКИЙ СТАНОК

Конструкция скандинавского ткацкого станка (рис. 66-1) основана на использовании свойства ели; один ствол ели с подходящим корнем распилен вдоль и составляет две боковины, и другой ствол — два стояка

 

Рис.   66.   Скандинавский  ткацкий   станок.   Мотовило,    челнок

и шпуля:

1—ткацкий   станок;    2 —мотовило;    3—челнок;    4—шпуля    (цевка); 4'—

намотанная    шпуля.

рамы станка. Обычным в деревянных соединениях (на­пример, подверстачье) способом эти боковины соеди­нены разборно, на клиньях, тремя поперечинами и. Правые и левые стояки и боковина соединены наглухо. В стояках на две трети от низа врезан в полдиаметра навой а для основы: круглый вал с выступом н, на который наброшены два оборота веревки с неравными грузами л и м; более тяжелый, вследствие трения веревки о конец вала, поддерживает основу в постоян­ном напряжении.

В передней части, против груди работающего, си­дящего на скамье з, в боковины вдолблены две стоечки с квадратным вырезом, куда закладывают концы к переднего навоя для готовой ткани г; наматывание производят, вынимая навой из гнезд. На этих же стоечках можно установить планку, заменяющую пе­реднюю нагрудку, а задняя нагрудка может быть ук­реплена в гнездах выше навоя а.

Нити основы разделены при сновании на верхние и нижние перевязкой, которую заменяют двумя план­ками о, связанными по концам веревочкой. В навое основа укреплена так: планка твердого дерева пропу­щена через петлю а (рис. 66-2), впущена в желобок, продолбленный в навое а (рис. 66-3), и привязана ве­ревочкой по обоим концам.

Число скрещений зависит от числа ремизок, необ­ходимых для той или другой ткани (рис. 64-6, 7, 8, 9 и 10).

Верхние нити заправляют в одну ремизку, ниж­ние — в другую; работу ведут последовательно: пер­вую верхнюю нить в одну ремизку и первую нижнюю во вторую ремизку и т. д.

Затем нити проводят в бердо, заправляя в зуб берда: для полотна по две нитки основы, для рип-са — четыре, тоже для шахматного переплетения и саржи на 4 ремизки; для атласа на 5 ремизок — по пяти нитей.

Для того чтобы ткань не суживалась от напряже­ния нитей утка, невдалеке от края ее распирают шпа­руткой е (рис. 66-1, е).

Ремизки подвешены на веревочках, перекинутых через блочок наверху (рис. 66-5). Нижняя веревочка ведет к подножке д, нажимая на которую, можно опустить одну ремизку; в то же время другая подни­мается и впереди берда образуется зев для прокидки челнока (рис. 66-3) со вставленной в него цевкой (шпулей) с утком (рис. 66-4, 41).

После того как уток проброшен, берут рукой батан за его середину и ровным умеренным ударом прико­лачивают нить утка; батан отходит в свое первона­чальное положение, нажимом на другую подножку поднимают вверх другую систему нитей основы и т. д.

Числу ремизок или их комбинаций должно отве­чать число подножек.

                                              МОТОВИЛО

Для размотки пряжи нужно иметь мотовило (рис. 66-2) и моталку для шпуль (рис. 67-1).

Пряжу наматывают на цевку, или шпулю (рис. 66-4), из камыша или бумаги, надеваемую на моталку; моток пряжи надевают на веревки в мотовила (рис. 66-2). При наматывании каждый следующий слой пряжи начинают мотать, отступая на толщину

 

Рис. 67. Моталка для шпуль, детали станка, сновка, ремиз, бердо, простейшие переплетения:

1—моталка   дли   шпуль;   Ч—сновка   основы:    а — петля;    3—основа на навое;   4— часть  ремизки;   5— часть  берда;   6— полотно на 2 ре­мизки;  10— атлас на 5 ремизок.

одной - двух нитей от края нижнего слоя, чтобы полу­чилась намотка, изображенная на рис. 66-4.

Для утка цевки не должны быть намотаны толсто, иначе они не будут помещаться в гнездо челнока, тогда как для основания основы желательно взять столько нити, сколько по расчету требуется в два кон­ца. Челнок необходим, чтобы проводить шпулю с ут­ком между нитями основы. Поэтому ему придают та­кую форму, чтобы он легко и свободно мог скользить по нитям основы в зеве у самого берда. На рис. 66-3 изображен обычный челнок для ручной проброски. Вырезанный из куска дерева, он имеет с одной сто­роны отверстие с хорошо закругленными краями, а с другой — просторное углубление для помещения цевки с намотанной пряжей — утком.

Два куска упругой проволоки представляют ось, на которой цевка вращается. Вкладывается цевка на место выгибанием проволоки.

Брошенный в зев правой рукой челнок подхваты­вают левой за его левый конец и т. д. Шпули, или цевки, заготавливают из тростника .или делают из бумаги. Для основы им дают большую длину, а для утка — по размеру челнока.

Следует остановиться на подготовке пряжи для ос­новы или для специального назначения, например для бассонных работ или пестрого тканья.

Необходимой принадлежностью является сноваль­ня — доска со вбитыми в нее толстыми проволоками (в 3—4 мм) высотой в 1.5 высоты самой длинной цев­ки (рис. 66-2).

Так, для работы бассона основа будет в две нити, а уток в четыре. Поэтому, поставив на сновальню две шпули одной и той же пряжи, будем сразу наматы­вать на шпулю, укрепленную на моталке (рис. 67-1), пряжу с двух шпуль. Поставив на сновальню четыре шпули, будем сматывать уток сразу в четыре нити. Само снование состоит в установлении желатель­ного скрещения нитей (рис. 67-6—10) длиной в двой­ную длину ткани плюс уработка и усадка. Работа ве­дется так: сначала определяют ширину ткани, затем по ней число нитей основы. Установив на сновальне нужное число шпуль, набивают колышки 1, 2, 3, 4, 5 (рис. 67-2) и, идя от первого ко второму, затем под третий на четвертый, обогнув пятый колышек, возвращаются под четвертый на третий, на второй, огибают первый и далее в прежнем порядке. Между колышками 3 и 4 образуется скрещение нитей; его закрепляют, проводя у колышков веревку и связывая ее концы. Также связывают основу веревкой у ко­лышка 5. Концы на первом колышке разрезают. Те­перь основа наснована и ее можно укрепить на зад­нем навое, приведя в петли а, связанные веревкой, где был колышек 5, планку навоя и закрепив ее, как указано (рис. 67-9).

Веревку колышков 3 и 4 заменяют планками (рис. 67-3).

Затем нити проводят в глазки ремиза. Ремиз можно связать из крепкой суровой нитки, укрепляемой между Двумя планками (рис. 67-4) так же, как на изобра­женной рядом детали. Из ремиза, сохраняя порядок, нити идут в бердо, которое вяжут из пластинок ка­мыша, зажимая их между двумя планками (рис. 67-5) и прокладывая между ними одну толщину нити, как видно из рисунка.

 

 

ПРОСТЕЙШИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

На рисунках 67-6, 7, 8, 9 и 10 даны схемы про­стейших переплетений.

В этих рисунках черные квадратики обозначают пе­реплетение, в котором основа наверху, а белые — та­кие переплетения, у которых уток наверху. Простое полотняное переплетение изображено па рисунке 67-6. Рисунок 67-7 представляет переплетение рипсовой тка­ни, полученное при помощи нитей основы. Рис. 67-8 — шахматное, рисунок 67-9 — саржевое переплетение на четырех ремизках и рисунок 67-10— атласное пере­плетение на пяти ремизках.

По данному рисунку переплетения (рис. 68-1'") надо составить проборочный рисунок (рис. 68-Г, 1", 1'"). Из него видно, какие по счету нити следует за­правлять в ту или другую ремизку. На рисунке 68-1 каждая первая нить будет заправлена в первую ремиз­ку, каждая вторая во вторую и т. д. На рисунке первая и вторая, пятая и шестая и т. д. нити идут в первую

 


 

Рис. 68. Ткацкий рисунок:

1— пробочный   рисунок;    2— заправочный   рисунок;    3— рисунок   пе­реплетения;   4—образец   ткацкого   рисунка;   5—заправочный   и   про -борочный рисунки саржевой ткани на 4 ремизки;  I — граденапль;  IIсатин; III—уточный рипс.

 

 

ремизку, а третья и четвертая, седьмая и восьмая и т. д. нити идут во вторую ремизку.

Рисунки 68-2', 2", 2'" называются заправочными и дают возможность установить, как должны дви­гаться ремизки, т. е. какие нити основы и в какой последовательности должны быть подняты. Рисунок 68-2 показывает, что подножки нажимают поперемен­но; также и в ткани 68-2 (уточном рипсе); тогда как из заправочного рисунка 68-2 видно, что из четырех нажимают последовательно одну только подножку. Рисунок 68-5 дает порядок поднятия ремизок такой: первая и вторая одновременно, затем вторая и третья, третья и четвертая и снова первая и вторая и т. д.

Когда на одном рисунке даны проборочный, запра­вочный и рисунок переплетения — получается «ткац­кий рисунок» (рис. 68-4), и руководствуясь им, можно выткать заданную ткань.

ЛЬНЯНАЯ ТЕСЬМА И ПОЯСОК

Снуют основу из суровой пряжи в 20 верхних и 20 нижних нитей. Заправляют в ремизки по рис, 67-6 и рис. 68-5-1, 2, 3.

В челнок заправляют цевки с утком в две нитки (можно и в 4 нитки) и ткут, наблюдая за тем, чтобы сила удара батана б (рис. 69-1) не была чрезмерно сильной.

Можно соткать широкую в 120 мм шириной тесьму рипсовым, уточным переплетением (рис. 68-1, 2, 3) для пояса и нашить на него ремешки с пряжками, кармашек или кольцо. Такую же тесьму можно со­ткать с шахматным (рис. 67-8) переплетением.

Для пестрого тканья лучше брать цветную бумаж­ную пряжу.

Основу пояска снуют по счету цветных нитей, составив на эту работу ткацкий рисунок в красках. В соответствии со взятой основой берут несколько челноков с цветным утком. В этом случае могут быть удобны челноки в 1.5 раза длинней ширины пояска, сделанные подобно челноку для бассонного ткаче­ства (рис. 69-7).

Пусть задано чередование в 10 нитей: белое, чер­ное и красное, по краям белое, всего на 90 нитей.

Тогда, взяв уток белый, красный и черный, проорав через нить так, чтобы ткань получилась двухсторон­няя на три ремизки, ткут тремя цветами утка.

                                 БАССОННЫ£ РАБОТЫ

 Для покрытия обойных гвоздей по их линии кла­дут тесьму пли тесьму с бахромой, бассон, в цвет обивки и укрепляют или в потайку, или красивыми медными, или бронзовыми гвоздями.

Бассонное ткачество и изготовление шнуров и ки­стей требуют большого художественного вкуса.

Работу можно производить на шведском станке (рис. 69-1). Он весь сделан на гвоздях из ящичных досок. Его план дан на рис. 63-2. Четыре невысокие стойки связаны боковыми планками и поддерживают задний навой я и передний б; на них же укреплены две планочки — передняя и задняя нагрудки. Рас­стояние между стоечками достаточно 180 мм, а рас­стояние между навоями 720 мм. Навои представляют собой слегка конические палочки в 20 мм толщины, из которых задний снабжен тормозом для натяжения основы.

На переднюю и заднюю нагрудки опираются пру­ток или узкая линейка ж и широкая линейка з для получения бахромы, которая может быть связана в ки­сточку различными способами и затем подстрижена.

Стойки с навоями прибиты снизу к доске, на которой монтирован станок. Для работы он может быть слегка приколочен к столу или привинчен струб­цинкой.

На той же доске в одной трети от заднего навоя укреплена стойка, несущая ремизки г.

В нижней доске прорезаны отверстия, в которые входят концы батана д; концы закреплены гвоздем, вбитым сбоку доски. На этих гвоздях батан может иметь свободное движение по направлению стрелки ц обратно; планочки ев разделяют нечетные от четных нитей.

Ремизки подвешены на нитях, проходящих через маленькие блочки, и отягощены внизу грузом. Пере­меняют ремизки левой рукой, а правой проводят чел­нок (рис. 69-7).

 

 

 

 

                          Рис. 69. Шведский станок для басеопных рябот:

1_ боковой   вид;    2—вид   сверху:   ж — пруток   для   головни,   з —ли­нейка   дли    бахромы;    Э—деталь   ремизки:    а — проволочные   глазки (галлсвы),   4—деталь  укрепления  берда  на   батане; . 5—бассон  с  ки­сточками б и головкой а;  0— плахта;  7— челноки.

Ремизка сделана в виде легкой деревянной рамки (рис. 69-3), в которую вставлено нужное число при полочных галев (глазков) (Рис. 69-За).

На батане а привязано соответствующее бердо с (рис. 69-4), которое может быть пе только камышо­вым, но и из латунных полосочек или цинковых.

Образец работы, частью с завязанными кистями, виден на рис. 69-5.

 

Hosted by uCoz