НАТЯГИВАНИЕ НА КАРТОН ЧЕРТЕЖЕЙ И РИСУНКОВ
Иногда приходится натянуть на картон рисунок или чертеж. В этом случае внимательно осматривают рисунок и решают, может ли он измениться от действия воды или нет. В первом случае наклеивание производят крахмальным клейстером, во втором — теплым (но не горячим) крепким клеем — светлым столярным или желатином.
Подлежащий наклейке чертеж кладут «лицом» вверх на хорошо выструганную доску и придают желаемую форму, обрезая его с четырех сторон по линейке. При обрезке гравюр и рисунков, главным образом, когда надо повесить их на стену в раме с наклоном верха, употребляют модуль 1, 1.1 и 1.5, т. е. низ картины имеет поля на одну треть шире полей верхних и боковых.
Когда чертежу придан окончательный размер, то его или прямо наклеивают на картон, предварительно обтянутый бумагой подходящего к рисунку тона, или предварительно подклеивают на тонкую и плотную (тряпичную) бумагу, а затем уже на картон. Само наклеивание ведут так: кладут рисунок на чистый лист бумаги «лицом» вниз (рис. 70-1) и широкой кистью, хорошо растирая, особенно края, наносят клейстер. Затем дают несколько минут постоять и, когда бумага достаточно пропитается клейстером, накладывают на назначенное заранее место картона. При разметке соблюдается принятый модуль. Наложив смазанный клейстером рисунок на место, проводят мягкой сухой тряпкой в различных направлениях по рисунку, избегая выжимать при этом клейстер (рис, 70-2).
Рис. 70. Натягивание на картон чертежей и рисунков:
1— намазывание рисунка клеем; 2— приглаживание мягкой тряпкой; 3— косточка; 4— оклейка картона цветной бумагой (а) и задней стороны (б); 5—укрепление кольца; 6—резак для картона н/о.
Тотчас же следует на оборотную сторону картона наклеить кусок бумаги той же плотности, как и наклеенная на передней стороне картона.
Если рисунок был предварительно подклеен на лист бумаги, то лучше пользоваться клеем для его укрепления на картоне. Клей берут жидкий теплый, но не горячий. Этим достигается неглубокое проницание клея в бумагу.
Если натянутый на картон рисунок не предполагают вставлять в рамку, то в этом случае работу ведут несколько иначе. Сначала заготовляют картон по размеру будущей картины и лист бумаги а (рис. 70-4), превышающий его размер на 10—15 мм, и другой — б на 5—8 мм меньше размера картона, проволочное колечко, кусочек льняной тесьмы 10—8 мм и кусочек бумаги в 60 мм в квадрате.
На середине верхушки картона укрепляют кольцо (рис. 70-5), приклеивая густым столярным клеем тесьму, пропущенную с изнанки, на лицо сквозь прорез в картоне, и хорошо пригладив косточкой (рис. 70-3), заклеивают листиком бумаги и приколачивают заподлицо молотком. Затем оклеивают «лицо» картона большим листом (в тон рисунка!), заворачивая края бумаги наизнанку и заделывая углы, как показано на рис. 70-4. Когда передняя сторона оклеена, сзади приклеивают — все клейстером — лист синей бумаги и спереди рисунок или чертеж.
Работа по окантовке, например, художественных открытых писем под стекло, ведется так. Вырезают кусок тонкого картона по угольнику и линейке (рис. 70-6), по точному размеру стекла (он же и размер открытки в данном случае); укрепляют кольцо для вешания на гвоздь, прикладывают открытку к хорошо протертому стеклу и, взяв длинную полоску шириной в 25 мм, плотной, но не толстой бумаги, смазанную теплым, средней густоты клеем (здесь годен и костяной клей), оклеивают ее край так, чтобы 12 мм пошло на изнанку и около 10 мм на «лицо». Углы следует тщательно заделать. Когда бумага хорошо присохнет, с «лица» обрезают ножом по линейке весь излишек бумаги, оставляя всюду полоску от края в 6—8 мм шириной, в зависимости от размера картинки. Край этот можно отбронзировать порошком бронзы, разведенным в бронзировальной тинктуре.
Если окантовывают картину с полями, то предварительно оклеивают картон, вырезанный по формату картины плюс поля (модуль!), тем фоном, на котором должна быть бумага, с одной стороны, а с другой — листом какой-нибудь другой бумаги равной толщины. Для наклейки пользуются клейстером. В дальнейшем работу ведут так, как было описано выше.
ПАСПАРТУ ДЛЯ ФОТОГРАФИЙ
Паспарту состоит из рамки, вырезанной в толстом картоне, и тонкого листа картона с вырезом, через который просовывают в рамку фотографии (рис. 1). Для верха берут толстый, № 8—10, белый древесный картон, оклеивают его на клейстере с одной стороны бумагой желаемого тона и качества и дают хорошенько вылежаться под прессом. Наметив легкой карандашной чертой границу рамки желаемой формы на 5 мм во все стороны меньше фотографии, прорезают отверстие, держа нож всюду под одним и тем же углом к картону, чтобы образовался косой срез (рис. 71). Этим достигается впечатление большей толщины рамки. Места, вышедшие недостаточно чисто, можно исправить кусочком шкурки, стеклянной бумаги мелкого номера, наклеенной крепким клеем на кусочек подходящей дощечки.
Затем разрез золотят разведенной в гуммиарабике бронзой в порошке и приклеивают к рамке заднюю стенку столярным клеем. Когда присохнет, оправляют по угольнику паспарту ножом и вставляют под стекло в рамку.
переплетные работы из картона —
АЛЬБОМ ДЛЯ ФОТОГРАФИЙ
Описание переплетных работ вообще составит предмет особой книжки. Здесь будут только описаны переплетные работы из картона.
Простейший альбом для наклеивания фотографий делают из подходящего тона бристольского картона не-
рис. 71.
большой толщины. При наклеивании фотографии только одного формата к картону прибавляют в стороны: например, для размера 9X12—вверх и вправо, но 30 мм, вниз 33 мм, влево до первого сгиба 30 мм; от первого сгиба до второго 2 мм (или более, если картон толще) и от второго сгиба до края 18 мм и более; таким образом, картон получает формат 153X200 мм в нашем случае. Упомянутые выше два сгиба сильно прочерчивают тупым ножом на куске картона. Этим обеспечивается долговечность службы альбома, связанного шелковым шнурком сквозь отверстия, указанные на рисунке 72-4. Само связывание проделывают или как обыкновенное сшивание тетрадей, или как это делают японцы со своими книгами; по-японски шитье ведется сквозь пять (а не три, как на рисунке) дыр, сделанных по шаблону дыроколом при помощи удара по нему деревянным молотком, направляя шнурок с лицевой стороны в нижнюю дыру, затем с изнанки на «лицо» во вторую от низа и т. д.; обходя все дыры и обхватив через верхний край и возвратившись к нижней дыре, завязывают, прочно стянув картоны через нижний край двойной петлей; последнюю завязывают еще раз (как это обычно делают на ботинках) и пришивают кисточки.
При известном навыке в чистоте работы и аккуратности можно изготовить хороший альбом для фотографий (определенного формата) (рис. 72-2). Если он покрыт кожей с тиснением, то получается роскошная вещь для подарка. Конечно, для покрышки может служить также остаток картона, сатина, парусины, украшенный по шаблону или от руки узором.
Принцип устройства основан на том, что обе покрышки альбома, обтянутые кожей, связаны, как во всяком переплете, с рядом коленкоровых полосок, к которым приклеены узкие полоски картона толщины, равной толщине перелистываемых страниц (рис. 72-3); каждая из них представляет из себя два паспарту, склеенных спинками и имеющих прорезы не с изнанки, а с лица. Поэтому верхние рамки таких листов альбома делают из тонкого хорошего картона, а также готовят один кусок картона № 12.
К левому краю этого куска приклеивают с одной и с другой стороны по полоске хорошего коленкора, подходящего цвета, такой ширины, чтобы при данной
Рис. 72. Альбом для фотографий:
1— альбомы для наклейки фотографий разм. 9X12 см; 2— альбом
Для вкладывания наклеенных на картон фотографий; 3—деталь
соединения рамки с корешком; 4— один лист альбома.
толщине сгибание было совершенно свободно и оставалось еще 20—25 мм, между которыми вклеивают полоску того же картона указанной ширины. Затем наклеивают рамки с одной я другой стороны и по полоске картона, из которого сделаны рамки, тоже с обеих сторон,— и получают лист альбома (рис. 72-4). Их высушивают сначала под легким прессом, а затем хорошо прессуют, сшивают сквозь эти корешки, пропуская бечевку, концы которой укрепляют в картоне корочек, проделывая в них дыры и выводя изнутри наружу эти концы, и там, растрепав, приклеивают, гладко приглаживая косточкой.
Первый и последний лист делают без паспарту и, когда покрышки оклеены верхом, изнутри приклеивают кусок форзаца на корочку и ею же должен быть заклеен картон первого листа. Само собой разумеется, что все должно быть предварительно обрезано с четырех сторон по угольнику и три стороны закрашены или позолочены, а затем уже вшиты в корочки, т. е. картон покрышки.
Если имеют в виду фотографии па более или менее толстом картоне, то под рамки в паспарту прокладывают более просторные (на 6—8 мм в две стороны) рамочки нужной толщины картона и соответственно полоски по одной с каждой стороны на средний картон (а затем коленкор) в корешок.
Эта трудная работа может служить пробным камнем в умении чисто и точно работать.