ПЛЕТЕНИЕ СЕТЕЙ
Сети представляют собой редкую ткань, сделанную при помощи переплетения одной, единственной нити. Нить эта завязывается в петли при помощи челнока (рис. 59-1, а, б, в). Размер петли определяется «полкой» или «планкой)» (рис. 59-3, 4), на которую нить набрасывается при работе. Сделав ряд петель, работу переворачивают правым концом налево и вяжут новый ряд петель, затем снова переворачивают и т. д.
В рыбном промысле сети различают по величине ячеи: ладонник (в ширину ладони) с расстоянием узлов в 60 мм. трехперстовая — с расстоянием в 40 мм. двухперстовая—23—25 мм, одноперстник— 18 мм. Вяжут отдельные дели в 10—15 м длиной и шириной в 16—30 петель.
Нитка идет суровая, льняная, сученая в 4—9 нитей, пеньковая, капроновая, нейлоновая. Обычный прием плетения показан на рисунке 60.
На челнок или иглу, как на рисунке, наматывают нитку. Сделав из той же нитки, взятой вдвое, петлю а, вяжут на ней 16—30 петель б — столько, какова Должна быть ширина сети при данной величине ячеи. Само вязание узла делают так: взяв в левую руку между большим и указательным пальцами полочку, привязывают конец нити челнока к петле, надевают петлю на крючок или гвоздь и, набросив нить на полочку, проводят ее между мизинцем и безымянным пальцами под большой палец и далее поперек петли, к которой будущая петля должна быть привязана. Затем проводят челнок в петлю, па пальцах слева направо, под полочку, сквозь петлю, к которой привязывают, и вместе с тем над концом пяти, проброшено ранее (рис. 60-2а).
Рис. 59. Плетение сетей.
Рис. 60. Узел через мизинец
ранее (рис. 60-2а). Эта стадия работы показана на рис. 60-26.
Образующаяся при этом петля удерживается до последнего момента на конце согнутого мизинца (рис. 60-2в). Узел завязан — переплетение готово; теперь надо этот узел затянуть: сначала выпускают из-под большого пальца петлю (рис. 60, а), затем, придерживая переплетение у края полочки ногтем большого пальца, спускают петлю с безымянного пальца, а затем захлестывают узел наглухо, спуская с мизинца. Все время узел находится под большим пальцем.
Для того чтобы сеть шла прямоугольной, с боков начинают одной двойной петлей; полочку опускают так, чтобы петля как раз подходила к ее краю. Такая сеть изображена на рис. 59-3.
Сети можно вязать также в виде платка, прибавляя при каждом повороте по одной ячее до середины, а затем спуская.
При маленьком навыке можно вязать конические сети для неводов и цилиндрические для рачных сеток. Раньше, пользуясь этой техникой, делали шелковые пояски для русских рубах.
ГАМАК
Применение вязальной техники к изготовлению предметов домашнего обихода представляет полезную и интересную задачу.
Сделанная из прочной нити не очень редкая сетка пригодна для переноски мелких покупок: не наполненная, она почти не требует места. Также нужна сетка для ношения мячей и проч.
Сетки для отделения домашней птицы или для защиты фруктовых деревьев от птиц — вот еще поле для приложения своих сил.
Гамак (рис. 61-3) состоит из сетки а, растянутой на веревках б, обходящих два железных кольца в и пропущенных в выпиленные из ясеня или березы распорки г сквозь отверстия д. Размеры: от распорки.До распорки 2000—2250 мм, от распорки до кольца 700 мм, ширина 1800 мм.
Связанный так гамак будет неприятен в пользовании — узлы получаются высокие и острые.
Рис. 61. Гамак и плетение шпагата.
Лучше (и легче) гамак вязать узлом плоским (рис. 61-1). Размер петель 50 мм. Работу начинают, как было описано выше. Переплетение показано на рис. 61-2. Привязав к петле нить челнока, обводят ее через полочку и, придерживая большим пальцем левой руки, правым проводят челнок сверху вниз под левую сторону петли (рис. 61-2, а). Затем, захватив под большой палец вышедшую снизу из-под левой стороны петли нить, обкидывают петлей, лежащей сверху на старой петле, а затем проводят челнок под правую сторону петли (ее найти легко, если пробирать носком челнока около верхнего узла) — (рис. 61 — 2 б), затягивают к себе, все время, прижимая сходящую петлю большим пальцем.
Петля не завяжется, если вязальщик не заметит, что петля перекрутилась, и не выправит ее вовремя между указательным и большим пальцами.
На гамак берут крученый манильский шпагат или хороший сученый из чесаной пеньки. Веревка на обводку должна быть не тоньше 12 мм. Деталь кольца показана на рис. 61-3, в.
ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ШПАГАТА БЕЗ ИНСТРУМЕНТОВ
Работа основана на переплетении нитей при помощи непосредственно пальцев. Все нити берут вымеренной для данной работы длины: чем нить тоньше, тем меньше надо прибавлять на узлы.
В случае работы в длину, когда длинные концы нитей мешают, употребляют катушки — челночка, изображенные на рис. 61-6.
Одно из простейших плетений — бахрома на полотняной скатерти. Выдернув нужное число нитей основы с двух сторон и утка с других двух, переплести группы нитей (по 10—15) и перевязать узлами.
Для плетения из шпагата берут хороший ровный, круто сученый, не очень тяжелый шпагат. Основой работы служат две нити, на которых или между которыми привязывают переплетаемые нити. Одна пара нитей служит опорой узлов из второй пары; в следующем ряду вторая пара несет узлы, сделанные из цервой, и так все время попеременно.
На рис. 61-4 показано прикрепление нитей к основной паре нитей, а на рис. 61-5 показано их прикрепление к краю материи.
Основной узел делают так: берут четыре нити двух соседних пар, и средние захватывают — левую безымянным и указательными пальцами левой руки, а правую теми же пальцами правой руки,— и удерживают в натянутом состоянии: остальными пальцами перехлестывают первую и четвертую нити, как показано на рисунке 61-5, б, в, и затягивают в положение, изображенное на рис. 61-5, г. Этот узел и представляет собой основное переплетение.
Как украшение применяются различные способы навертывания нити, дающие рубчики, дуги, фестоны. При этом пользуются булавками для временного закрепления переплетаемых нитей.
После первого ряда узлов нити не меняют своего порядка, но после второго ряда четвертая и первая нити будут в середине, а на них будет связан узел (рис. 61-5, д). Работа получает большую выразительность, если таких узлов делают по два. Тогда получается род розеток. Чтобы сплести мешок, берут нити по 2200 мм длиной и толщиной около 1.5 мм, числом 40. Взяв попарно, вяжут на середине двойные узлы и приколачивают их гвоздиком па торец доски размером по ширине мешка. Затем связывают ряды двойных узлов, идя вокруг доски (рис. 62-1, 2). Прием связывания показан на рис. 61-5, г.
Когда связан достаточно глубокий мешок, приступают к заделке верхнего края. Для этой цели к доске прибивают две пары нитей, идущих у последнего узла (рис. 62-1), а затем берут каждую нить, завязывают ее сначала на первой паре (рис. 62-3), затем так же па второй, а концы заводят в промежуток и зажимают, подвигая следующий узел налево. (Нити должны быть предварительно связаны своими концами). При этой работе следует обратить внимание на то, что первый оборот нити б вокруг нитей в делается влево, затем конец отводится вправо и, охлестнув нити ?, выводится снизу в образовавшуюся петлю. Эта петля и зажимает связываемые концы — конец от мешка и конец, идущий ко второй паре нитей.
Когда верхний край заделан, прикрепляют ручку, связанную двойным плоским узлом (рис. 62-4).
Используя технику плетения из шпагата, можно сделать гамак. Для этого берут 100—120 нитей по 7 и 14 метров длиной, попеременно.
Рис. 62. Мешок. Плетение из соломы.
Посередине их по порядку привязывают к кольцу и начинают делать из длинных нитей на коротких двойные плоские узлы (рис. 61-5), наблюдая за тем, чтобы длина прямых нитей оставалась постоянной, а узлы шли бы правильными рядами. Расстояние между прямоидущими нитями 25 мм; вязать узлы начинают на 600 мм от кольца, а кончают, когда сделано 2 метра; затем все концы закрепляют на расстоянии 600 мм в другом кольце. Особым шнурком стягивают гамак с краев.
На плетение изделий идет особая корзиночная лоза. Рис. 62-6 дает понятие об основе всякой корзинки. В круглой, как на рисунке, дно идет вокруг, в квадратной работается как дощечка в длину, а затем закладываются боковые стойки и заплетаются различными способами.
Как и в ткачестве, применяются переплетения весьма различного рисунка. Корзина заканчивается вверху, причем концы заводятся снаружи внутрь, и там, обрезанные начисто скрываются у стоек. Так же укрепляют ручку (рис. 62-7) в больших корзинах, еще начиная со дна.
Полезной небольшой работой может быть выбивалка (рис. 62-8). Лучшая и более прочная делается из испанского камыша (педдига). Сделанную из лозы полезно обшить кожей: это предохраняет не только выбивалку от изнашивания, но и вещи от повреждений осколками дерева.
ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМЫ
Для изготовления шляпок пригодна солома яровой пшеницы, которая бывает достаточно длинна. В дело идет часть от колоса до первого междоузлия. Плетут соломку с зубчатым краем (для мужских шляп) и гладким краем (для дамских). Первую плетут в четыре конца (рис. 63-1). Соломку с гладким краем плетут в 3 (для лучших дамских шляп), в 4,5 и 7 концов (для корзин).
В рисунке последовательно показаны стадии работы. Работа производится большим и указательным пальцами каждой руки. Захватив плотно соломинку, а мягкой частью большого пальца, нагибаем ее снизу
Рис. 63. Плетение в 4 соломине зубчиками
Рис. 64. Плетение в 4 соломки гладкое.
Рис. 65. Плетение в 5 соломок.
вверх; в положение 2, затем соломинку б, согнув, на соломинку а, в положение А, затем захватываем соломинки б и а ногтем большого пальца правой руки, а соломинки в и г также левой рукой, заводим одни за другие и получаем положение 4; снова загибаем а, затем г и заводям за 6 и в и т. д.
Получается соломка, изображенная на рис. 63-5. Рисунки (64-1 — 6) и (и'5-1— 5) дают ясное понятие о ходе переплетений. С предыдущим разница лишь в том, что при этих переплетениях соломинка загибается вкось, ее, налегая вплотную на край другой соломинки.
Другой способ изготовления шляп известен на Украине: вся шляпа сделана в толщину одной соломинки, очень легка, хотя и не очень прочна.
Работу начинают с середины верхушки. Связывают звездочку и, привязав к концам ее достаточно длинные нити своей серединой, привязывают при помощи них отдельные соломинки, начиная с тонкого конца. Когда соломинка на исходе, в ее широкую часть вставляют тонкую часть новой соломинки и работу ведут далее, заботясь, все время о том, чтобы образовалась форма, соответствующая форме головы. Пройдя несколько рядов, подвязывают еще нити. Все время работа идет вокруг. Часто наверху вставляют еще ряд согнутых соломинок для вентиляции. Такую же вентиляцию делают под верхом тульи. По низу тульи кладут красную ленту, завязанную так, что концы ее слегка свисают с полей. Поля обычно в полтора-два раза шире высоты тульи. Последние узлы на краю нолей переносят на внутреннюю сторону через один-два ряда от края.
Такую же шляпу делают из стеблей тонконога, пришивая иглой пучки стеблей этой травы. При этом игла охватывает пучок и проходит в половине предыдущего.
СКАНДИНАВСКИЙ ТКАЦКИЙ СТАНОК
Конструкция скандинавского ткацкого станка (рис. 66-1) основана на использовании свойства ели; один ствол ели с подходящим корнем распилен вдоль и составляет две боковины, и другой ствол — два стояка
Рис. 66. Скандинавский ткацкий станок. Мотовило, челнок
и шпуля:
1—ткацкий станок; 2 —мотовило; 3—челнок; 4—шпуля (цевка); 4'—
намотанная шпуля.
рамы станка. Обычным в деревянных соединениях (например, подверстачье) способом эти боковины соединены разборно, на клиньях, тремя поперечинами и. Правые и левые стояки и боковина соединены наглухо. В стояках на две трети от низа врезан в полдиаметра навой а для основы: круглый вал с выступом н, на который наброшены два оборота веревки с неравными грузами л и м; более тяжелый, вследствие трения веревки о конец вала, поддерживает основу в постоянном напряжении.
В передней части, против груди работающего, сидящего на скамье з, в боковины вдолблены две стоечки с квадратным вырезом, куда закладывают концы к переднего навоя для готовой ткани г; наматывание производят, вынимая навой из гнезд. На этих же стоечках можно установить планку, заменяющую переднюю нагрудку, а задняя нагрудка может быть укреплена в гнездах выше навоя а.
Нити основы разделены при сновании на верхние и нижние перевязкой, которую заменяют двумя планками о, связанными по концам веревочкой. В навое основа укреплена так: планка твердого дерева пропущена через петлю а (рис. 66-2), впущена в желобок, продолбленный в навое а (рис. 66-3), и привязана веревочкой по обоим концам.
Число скрещений зависит от числа ремизок, необходимых для той или другой ткани (рис. 64-6, 7, 8, 9 и 10).
Верхние нити заправляют в одну ремизку, нижние — в другую; работу ведут последовательно: первую верхнюю нить в одну ремизку и первую нижнюю во вторую ремизку и т. д.
Затем нити проводят в бердо, заправляя в зуб берда: для полотна по две нитки основы, для рип-са — четыре, тоже для шахматного переплетения и саржи на 4 ремизки; для атласа на 5 ремизок — по пяти нитей.
Для того чтобы ткань не суживалась от напряжения нитей утка, невдалеке от края ее распирают шпаруткой е (рис. 66-1, е).
Ремизки подвешены на веревочках, перекинутых через блочок наверху (рис. 66-5). Нижняя веревочка ведет к подножке д, нажимая на которую, можно опустить одну ремизку; в то же время другая поднимается и впереди берда образуется зев для прокидки челнока (рис. 66-3) со вставленной в него цевкой (шпулей) с утком (рис. 66-4, 41).
После того как уток проброшен, берут рукой батан за его середину и ровным умеренным ударом приколачивают нить утка; батан отходит в свое первоначальное положение, нажимом на другую подножку поднимают вверх другую систему нитей основы и т. д.
Числу ремизок или их комбинаций должно отвечать число подножек.
МОТОВИЛО
Для размотки пряжи нужно иметь мотовило (рис. 66-2) и моталку для шпуль (рис. 67-1).
Пряжу наматывают на цевку, или шпулю (рис. 66-4), из камыша или бумаги, надеваемую на моталку; моток пряжи надевают на веревки в мотовила (рис. 66-2). При наматывании каждый следующий слой пряжи начинают мотать, отступая на толщину
Рис. 67. Моталка для шпуль, детали станка, сновка, ремиз, бердо, простейшие переплетения:
1—моталка дли шпуль; Ч—сновка основы: а — петля; 3—основа на навое; 4— часть ремизки; 5— часть берда; 6— полотно на 2 ремизки; 10— атлас на 5 ремизок.
одной - двух нитей от края нижнего слоя, чтобы получилась намотка, изображенная на рис. 66-4.
Для утка цевки не должны быть намотаны толсто, иначе они не будут помещаться в гнездо челнока, тогда как для основания основы желательно взять столько нити, сколько по расчету требуется в два конца. Челнок необходим, чтобы проводить шпулю с утком между нитями основы. Поэтому ему придают такую форму, чтобы он легко и свободно мог скользить по нитям основы в зеве у самого берда. На рис. 66-3 изображен обычный челнок для ручной проброски. Вырезанный из куска дерева, он имеет с одной стороны отверстие с хорошо закругленными краями, а с другой — просторное углубление для помещения цевки с намотанной пряжей — утком.
Два куска упругой проволоки представляют ось, на которой цевка вращается. Вкладывается цевка на место выгибанием проволоки.
Брошенный в зев правой рукой челнок подхватывают левой за его левый конец и т. д. Шпули, или цевки, заготавливают из тростника .или делают из бумаги. Для основы им дают большую длину, а для утка — по размеру челнока.
Следует остановиться на подготовке пряжи для основы или для специального назначения, например для бассонных работ или пестрого тканья.
Необходимой принадлежностью является сновальня — доска со вбитыми в нее толстыми проволоками (в 3—4 мм) высотой в 1.5 высоты самой длинной цевки (рис. 66-2).
Так, для работы бассона основа будет в две нити, а уток в четыре. Поэтому, поставив на сновальню две шпули одной и той же пряжи, будем сразу наматывать на шпулю, укрепленную на моталке (рис. 67-1), пряжу с двух шпуль. Поставив на сновальню четыре шпули, будем сматывать уток сразу в четыре нити. Само снование состоит в установлении желательного скрещения нитей (рис. 67-6—10) длиной в двойную длину ткани плюс уработка и усадка. Работа ведется так: сначала определяют ширину ткани, затем по ней число нитей основы. Установив на сновальне нужное число шпуль, набивают колышки 1, 2, 3, 4, 5 (рис. 67-2) и, идя от первого ко второму, затем под третий на четвертый, обогнув пятый колышек, возвращаются под четвертый на третий, на второй, огибают первый и далее в прежнем порядке. Между колышками 3 и 4 образуется скрещение нитей; его закрепляют, проводя у колышков веревку и связывая ее концы. Также связывают основу веревкой у колышка 5. Концы на первом колышке разрезают. Теперь основа наснована и ее можно укрепить на заднем навое, приведя в петли а, связанные веревкой, где был колышек 5, планку навоя и закрепив ее, как указано (рис. 67-9).
Веревку колышков 3 и 4 заменяют планками (рис. 67-3).
Затем нити проводят в глазки ремиза. Ремиз можно связать из крепкой суровой нитки, укрепляемой между Двумя планками (рис. 67-4) так же, как на изображенной рядом детали. Из ремиза, сохраняя порядок, нити идут в бердо, которое вяжут из пластинок камыша, зажимая их между двумя планками (рис. 67-5) и прокладывая между ними одну толщину нити, как видно из рисунка.
ПРОСТЕЙШИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ
На рисунках 67-6, 7, 8, 9 и 10 даны схемы простейших переплетений.
В этих рисунках черные квадратики обозначают переплетение, в котором основа наверху, а белые — такие переплетения, у которых уток наверху. Простое полотняное переплетение изображено па рисунке 67-6. Рисунок 67-7 представляет переплетение рипсовой ткани, полученное при помощи нитей основы. Рис. 67-8 — шахматное, рисунок 67-9 — саржевое переплетение на четырех ремизках и рисунок 67-10— атласное переплетение на пяти ремизках.
По данному рисунку переплетения (рис. 68-1'") надо составить проборочный рисунок (рис. 68-Г, 1", 1'"). Из него видно, какие по счету нити следует заправлять в ту или другую ремизку. На рисунке 68-1 каждая первая нить будет заправлена в первую ремизку, каждая вторая во вторую и т. д. На рисунке первая и вторая, пятая и шестая и т. д. нити идут в первую
Рис. 68. Ткацкий рисунок:
1— пробочный рисунок; 2— заправочный рисунок; 3— рисунок переплетения; 4—образец ткацкого рисунка; 5—заправочный и про -борочный рисунки саржевой ткани на 4 ремизки; I — граденапль; II— сатин; III—уточный рипс.
ремизку, а третья и четвертая, седьмая и восьмая и т. д. нити идут во вторую ремизку.
Рисунки 68-2', 2", 2'" называются заправочными и дают возможность установить, как должны двигаться ремизки, т. е. какие нити основы и в какой последовательности должны быть подняты. Рисунок 68-2 показывает, что подножки нажимают попеременно; также и в ткани 68-2 (уточном рипсе); тогда как из заправочного рисунка 68-2 видно, что из четырех нажимают последовательно одну только подножку. Рисунок 68-5 дает порядок поднятия ремизок такой: первая и вторая одновременно, затем вторая и третья, третья и четвертая и снова первая и вторая и т. д.
Когда на одном рисунке даны проборочный, заправочный и рисунок переплетения — получается «ткацкий рисунок» (рис. 68-4), и руководствуясь им, можно выткать заданную ткань.
ЛЬНЯНАЯ ТЕСЬМА И ПОЯСОК
Снуют основу из суровой пряжи в 20 верхних и 20 нижних нитей. Заправляют в ремизки по рис, 67-6 и рис. 68-5-1, 2, 3.
В челнок заправляют цевки с утком в две нитки (можно и в 4 нитки) и ткут, наблюдая за тем, чтобы сила удара батана б (рис. 69-1) не была чрезмерно сильной.
Можно соткать широкую в 120 мм шириной тесьму рипсовым, уточным переплетением (рис. 68-1, 2, 3) для пояса и нашить на него ремешки с пряжками, кармашек или кольцо. Такую же тесьму можно соткать с шахматным (рис. 67-8) переплетением.
Для пестрого тканья лучше брать цветную бумажную пряжу.
Основу пояска снуют по счету цветных нитей, составив на эту работу ткацкий рисунок в красках. В соответствии со взятой основой берут несколько челноков с цветным утком. В этом случае могут быть удобны челноки в 1.5 раза длинней ширины пояска, сделанные подобно челноку для бассонного ткачества (рис. 69-7).
Пусть задано чередование в 10 нитей: белое, черное и красное, по краям белое, всего на 90 нитей.
Тогда, взяв уток белый, красный и черный, проорав через нить так, чтобы ткань получилась двухсторонняя на три ремизки, ткут тремя цветами утка.
БАССОННЫ£ РАБОТЫ
Для покрытия обойных гвоздей по их линии кладут тесьму пли тесьму с бахромой, бассон, в цвет обивки и укрепляют или в потайку, или красивыми медными, или бронзовыми гвоздями.
Бассонное ткачество и изготовление шнуров и кистей требуют большого художественного вкуса.
Работу можно производить на шведском станке (рис. 69-1). Он весь сделан на гвоздях из ящичных досок. Его план дан на рис. 63-2. Четыре невысокие стойки связаны боковыми планками и поддерживают задний навой я и передний б; на них же укреплены две планочки — передняя и задняя нагрудки. Расстояние между стоечками достаточно 180 мм, а расстояние между навоями 720 мм. Навои представляют собой слегка конические палочки в 20 мм толщины, из которых задний снабжен тормозом для натяжения основы.
На переднюю и заднюю нагрудки опираются пруток или узкая линейка ж и широкая линейка з для получения бахромы, которая может быть связана в кисточку различными способами и затем подстрижена.
Стойки с навоями прибиты снизу к доске, на которой монтирован станок. Для работы он может быть слегка приколочен к столу или привинчен струбцинкой.
На той же доске в одной трети от заднего навоя укреплена стойка, несущая ремизки г.
В нижней доске прорезаны отверстия, в которые входят концы батана д; концы закреплены гвоздем, вбитым сбоку доски. На этих гвоздях батан может иметь свободное движение по направлению стрелки ц обратно; планочки ев разделяют нечетные от четных нитей.
Ремизки подвешены на нитях, проходящих через маленькие блочки, и отягощены внизу грузом. Переменяют ремизки левой рукой, а правой проводят челнок (рис. 69-7).
Рис. 69. Шведский станок для басеопных рябот:
1_ боковой вид; 2—вид сверху: ж — пруток для головни, з —линейка дли бахромы; Э—деталь ремизки: а — проволочные глазки (галлсвы), 4—деталь укрепления берда на батане; . 5—бассон с кисточками б и головкой а; 0— плахта; 7— челноки.
Ремизка сделана в виде легкой деревянной рамки (рис. 69-3), в которую вставлено нужное число при полочных галев (глазков) (Рис. 69-За).
На батане а привязано соответствующее бердо с (рис. 69-4), которое может быть пе только камышовым, но и из латунных полосочек или цинковых.
Образец работы, частью с завязанными кистями, виден на рис. 69-5.